В мировой прокат выходит «Барби», зрители по всей планете надевают розовые очки. Маркетинговая кампания и бесчисленные мемы — это, конечно, хорошо, но не только через них стоит оценивать потенциал фильма. Чтобы понять его истинный замысел, нужно понимать, кто снял новую историю Барби. Итак, Грета Гервиг — героиня независимого американского кино, любимица критиков и зрителей и просто одна из самых человечных кинематографисток в мире.
Творческих людей видно с детства
Грета училась в католической школе для девочек, всегда проявляла интерес к писательскому делу и актерскому мастерству. Еще она занималась балетом, но тогда нагрузки не выдержали колени, и танец пришлось оставить. Уже в колледже она играла в студенческом The Varsity Show — университетском шоу, проведение которого является старейшей традицией факультета исполнительского искусства Колумбии. Гервиг туда позвала ее соседка по общежитию и напарница в группе импровизации, будущая звезда SNL Кейт МакКиннон. Потом она участвовала в хип-хоп-труппе Touch of Style, а в 2012 году свою любовь к танцам Гервиг выразила, сыграв в «Милой Фрэнсис» — разговорной комедии о пляшущей на улицах девушке, которая пытается найти призвание в жизни. За эту роль она была номинирована на «Золотой глобус».
В родительском доме Гервиг не было телевизора, и, взрослея, она увлеклась чтением. Первой и главной книгой режиссерка называет «Маленьких женщин» Луизы Мей Олкотт — книгу о взрослении и жизненных выборах, каждый из которых по-своему непрост. Позже эта тема станет для режиссерки одной из главных в творчестве, а экранизация любимой книги детства окончательно убедит критиков и зрителей в ее таланте.
Нормальные героини всегда идут в обход
Будущая режиссерка мечтала изучать театральное искусство, но вместо этого получила диплом по философии и английскому языку. Гервиг решила вернуться к сценарному делу позже и продолжить развиваться как актриса, после того как ее не приняли ни на одну программу для драматургов. Ее план стать писательницей начал реализовываться после знакомства со сценаристом и режиссером Джо Сванбергом. Вместе они погрузились в пучину мамблкор-фильмов и в 2007 году сняли «Ханна берет высоту».
В нулевых Гервиг была одной из главных представительниц мамблкора — поджанра независимого кино с низким бюджетом и незвездными актерами, в котором правдоподобность диалогов играет решающую роль. Кинематографистов этого направления в американской инди-индустрии совсем немного, и они часто работают вместе. Например, Грета сыграла роль Мишель в «Пакетоголовом» Марка и Джея Дюплассов, а с Джо Сванбергом (сделайте глубокий вдох) срежиссировала, спродюсировала, смонтировала и сыграла в разговорной мелодраме «Ночи и выходные» 2008 года.
Про что Грета снимает кино
Центральной темой для Гервиг стало взросление. Девочки-подростки встают перед выбором своего собственного жизненного пути и находят в себе силы делать его без оглядки на общество и чьи-либо ожидания.
Такой мы видим главную героиню «Милой Фрэнсис», второго совместного фильма Гервиг с Ноа Баумбаком. Гервиг здесь выступила как актриса, сыграв 27-летнюю девушку без четкого плана на жизнь и карьерного призвания. Таких называют «не от мира сего»: она скачет от мысли к мысли и не особо пытается зацепиться хотя бы за одну из них, но, главное, она просто живет, не стараясь рационализировать каждый шаг. В картине мира, где в 27 пора обзавестись семьей и осесть, Фрэнсис — практически анархистка.
В 2017 году выходит полуавтобиографическая «Леди Бёрд» — режиссерский полнометражный дебют Гервиг и ее уверенная заявка на титул одного из главных драматургов современности. Героиня Сирши Ронан просит называть себя Леди Бёрд и пытается справиться с взрослением, бурлящим в сердце и голове: когда девочка выскакивает из машины на скорости, мы понимаем значение фразы «трудный подросток». В этом бунтарстве есть и признание в любви к Сакраменто, и поиск настоящего дома. А еще Грета решила сместить акцент с самой заезженной поп-культурой подростковой проблемы — первой любви: «Создается ощущение, что романтика — это то, чем женщины в основном занимаются в кино. Дело не в том, что мне это не нравится или неинтересно. Просто это не может быть единственной темой, которая интересует женщин».
«Маленькие женщины», ставшие для Гервиг настольной книгой, — первый в мире роман про взросление девочек, так еще и через призму творчества и предназначения. Персонажи в фильмах Греты не раздувают из мухи слона и не складывают возвышенные речи. «Ну, это просто про нашу жизнь», — отвечает главная героиня «Маленьких женщин» Джо Марч на вопрос, о чем ее произведение.
Возможно, поэтому Гервиг решила экранизировать историю Барби — куклы, чья конвенциональная красота хорошо смотрится в коробке, но едва ли соотносится с реальностью. Когда нога блондинки теряет характерный подъем от каблучков, ее выгоняют из пластикового Барбиленда, и хорошо, ведь за его пределами Барби предстоит найти совершенно новую себя.
Грета — самая вежливая и сентиментальная в Голливуде
От мечты стать писательницей просто так не уйти, и Гервиг доказала это еще в работе над «Леди Бёрд». Речь не только о колком сценарии, открывшем ее талант киномейнстриму, но и о письмах, которые она отправляла музыкантам Джастину Тимберлейку, Аланис Мориссетт и Дэйву Мэтьюзу. Мы выбрали несколько самых милых цитат.
«Что я могу сказать? Вы Джастин Тимберлейк. Вы были саундтреком к моей юности. Ваш взлет в точности совпал с моим очень неловким половым созреванием. Каждый год моего взросления определялся вашим звучанием или группы ’N Sync. Без вас я бы просто не стала взрослой».
Из письма Джастину Тимберлейку
«Я была вашей поклонницей всю свою жизнь. Самой первой кассетой, которую я купила, была „Jagged Little Pill“. Я слушала „Perfect“ снова и снова, заучивая текст, и чувствовала, что песня была написана специально для меня. … Я посмотрела фильм „Догма“, потому что прочитала, что вы сыграли там Бога, и это показалось мне абсолютно подходящим».
Из письма Аланис Мориссетт
«Песня „Crash Into Me“ была и остается самой романтичной композицией на свете — искренней, нежной и эпичной. В моем фильме „Леди Бёрд“ она используется дважды: сначала в момент разбитого сердца и тоски, а потом в поворотный момент, когда героиня Сирши Ронан приходит в себя, признается этой песне в любви и осознает, что ее на самом деле волнует в этой жизни. Для меня невозможно представить этот фильм без вашей песни».
Из письма Дэйву Мэтьюзу
Гервиг поняла, что писать от души — лучший способ расположить к себе людей с большим именем, поэтому вместо громадной серьезной презентации о «Барби» Грета написала руководителям студии письмо (сейчас найти его нельзя, но, по слухам, оно сюрреалистичное и очень странное — не удивимся, что режиссерка сравнила произведение с плачем Иова).
… а вместе с Баумбаком они идеальный творческий союз
Говорят, с друзьями нельзя работать, а с любимыми — тем более. Грета Гервиг и Ноа Баумбак разбивают этот стереотип и заставляют весь Голливуд обожать эту пару уже 12 лет. Они познакомились на съемках романтической драмы «Гринберг», где Баумбак расправил режиссерские крылья и собрал в актерский ансамбль Бена Стиллера, Дженнифер Джейсон Ли, Бри Ларсон, Марка Дюпласса и, конечно, Грету Гервиг. По версии Национального совета кинокритиков США «Гринберг» вошел в топ-10 лучших независимых фильмов года, Берлинский кинофестиваль номинировал режиссера на «Золотого медведя», а сам Баумбак благодаря этой работе нашел единомышленницу и жену в одном лице. И хотя пара не распространяется о своей личной жизни, попробуйте найти того, кто будет отзываться о вас так же, как Ноа о Грете: «Чего я не знал [до „Милой Фрэнсис“], так это того, что Грета — невероятная писательница. У меня было чувство, что она могла бы стать отличным творческим партнером, но писательство было ее настоящим призванием, еще когда она училась в колледже. Мне действительно повезло, это потрясающе».
Ее девиз — «Меньше слов, больше дела»
Грета и правда мало рассказывает о личной жизни, зато о ее творческих успехах мы знаем и так. За свою стремительно развивающуюся карьеру Гервиг получила 68 номинаций и 17 премий, большинство из которых за «Леди Бёрд» и «Маленьких женщин». В 2014 году Гервиг выбрали членом жюри 64-го Берлинского международного кинофестиваля, а в 2018 году ее номинировали на «Оскар» как лучшего режиссера — так она стала пятой женщиной, попавшей в эту категорию, и прервала ее восьмилетнюю андроцентричность.
Гервиг подошла к производству «Барби» со всей серьезностью, поэтому хотела, чтобы «розовый был слишком ярким и вообще все было чересчур». Над кукольным домиком трудились дизайнер-постановщица Сара Гринвуд и декоратор Кэти Спэнсер, до этого работавшие над историческими картинами «Гордость и предубеждение» и «Анна Каренина». Кстати, Марго Робби уже провела экскурсию по розовому пентхаусу.
Но вот главный факт, которым поделилась Гринвуд: в мире кончился розовый. «Барби» вызвала дефицит розовой краски, потому что Гервиг отказалась от использования компьютерной графики для создания декораций. Она вообще старается придерживаться реалистичности. Во время съемок одной из сцен «Леди Бёрд», где героиня Сирши Ронан направляется на выпускной бал, режиссерка сама надела платье, которое носила в старшей школе. Вот как она объяснила свой выбор: «Я знаю, что некоторые режиссеры работают на площадке через страх. Я же хотела создать среду, в которой люди захотят прийти и поговорить, а не пытаться спрятаться или подставить кого-то».
Гервиг считает, что жизнь — лучший автор
Гервиг предпочитает брать сюжеты из жизни, а не выдумывать их с нуля. «Это не автобиография, но точно что-то личное и близкое сердцу», — рассказала Грета во время специального показа «Леди Бёрд» в 2017 году. Многие увидели сходство главной героини с режиссеркой, и не только потому, что фильм был снят в родном городе его создательницы — Сакраменто. Оказалось, что Ребекка Лайт, исполнившая эпизодическую роль жены школьного учителя математики, — дочка учительницы театральных искусств Шерил Уотсон, которой Грета хотела тем самым выразить особую благодарность.
Еще одно важное для Гервиг камео — ее родители в черно-белой комедии «Милая Фрэнсис», сыгравшие самих себя. Никакого актерского опыта у них до этого не было, просто Грета решила, что сцена с их участием будет выглядеть реалистичнее.
Даже Барби, подмигивающая нам из трейлера-оммажа на открывающую сцену из «Космической одиссеи», — это не просто кукла. В основу истории известной на весь мир блондинки легла книга «Воскрешение Офелии», посвященная девочкам-подросткам, которые в какой-то момент начинают замечать у себя несуществующие изъяны. Изгнание куклы-звезды из Барбиленда можно воспринимать как один из лейтмотивов ее историй. В каком бы идеальном месте вы ни жили, главное — найти гармонию с самим собой. Об этом Грета и снимает свое кино. За это мы ее все и обожаем.
Фильмы, которыми вдохновлялась Грета Гервиг для работы над «Барби»
- «Небеса могут подождать»atomic:embed 3
Автор: Ная Гусева
Фото: Rodin Eckenroth/FilmMagic/Getty Images, Chelsea Lauren/WWD/Penske Media via Getty Images, Gareth Cattermole/Getty Images for BFI, Capital Pictures Stock/Legion-Media, COLUMBIA PICTURES/Legion-Media
[data-stk-css="stkXsZiI"]:not(#stk):not(#stk):not(style){background-color: rgba(247, 247, 247, 1)} [data-stk-css="stkqKGMo"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding: 29px }