Пьеса М.А. Булгакова «Кабала святош» (на сцене шла по требованию цензуры как «Мольер») закончена в 1929 г., МХТ начал репетиции, но затем все работы были остановлены, и только в 1936 г. состоялась премьера, но после 7 спектаклей пьеса была запрещена. П. Керженцев, председатель Комитета по делам искусств, направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой излагал «тайный политический замысел» Булгакова: проводятся прямые аналогии между трагически бесправным положением писателя при власти короля и при диктатуре пролетариата.
Спектакль был восстановлен под названием «Мольер» в 1966 г. режиссёром А. Эфросом в Ленкоме, но шёл недолго, вскоре Эфрос был уволен, а постановку прикрыли...
Самое интересное в том, что Булгаков, пытаясь довести пьесу до сцены, выйти к зрителю, снял одну из самых острых реплик в пьесе, но всё равно власть чувствовала, что Булгаков «не наш человек». Вот те слова, которые драматург удалил:
– Зададим себе такой вопрос: может ли быть на свете государственный строй более правильный, нежели тот, который существует в нашей стране? Нет! Такого строя быть не может и никогда на свете не будет. Во главе государства стоит великий обожаемый монарх, самый мудрый из всех людей на земле. В руках его все царство, начиная от герцога и кончая последним ремесленником, благоденствует… И все это освящено светом нашей католической церкви. И вот, вообразите, какая-то сволочь, каторжник, является и, пользуясь бесконечной королевской добротой, начинает рыть устои царства…
Реплика: – До чего верно! До чего верно!
– Он голоштанник, он ничем не доволен. Он приносит только вред, он сеет смуту и пакости. Герцог управляет, ремесленник работает, купцы торгуют. Он один праздный. Я думаю вот что: подать королю петицию, в которой всеподданнейше просить собрать всех писателей во Франции, все их книги сжечь, а самих их повесить на площади.
В некоторых комментах на Дзене такая же мысль звучит весьма часто: мешают эти писатели, артисты, музыканты, всегда у них какие-то свои мысли, всегда они недовольны!
Если уж такие умные, почему же строем и в ногу не ходят?
Булгаков М. А. Пьесы 1930-х годов. СПб., 1994.