Найти тему
Eurasia Daily

«А губа не треснет?»: о желании Зеленского продолжать зерновую сделку без России

Украинский президент Владимир Зеленский в день окончания зерновой сделки, 17 июля, трижды (!!!) заявил, что Украина способна продолжать ее действие и без участия России. Видимо, тема зерновой сделки настолько волнует первых лиц Украины, что пресс-секретаря президента Сергея Никифорова заставили бежать впереди паровоза, чтобы заявить, что Зеленский готов продолжать сделку и без России.

«Я дал распоряжение нашему Министерству иностранных дел, после официального сигнала Российской Федерации, подготовить наши официальные сигналы к Организации Объединенных Наций и к Турции для того, чтобы они мне ответили, как президенту Украины, что они готовы продолжать нашу инициативу», — процитировал пресс-секретарь слова Зеленского в интервью африканским журналистам.

Затем цитаты из интервью появились на официальном сайте президента Украины. По словам Зеленского, к украинскому президенту «обратились компании, которые являются собственниками кораблей», и «сказали, что они готовы, если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, то все они готовы продолжать поставка зерна».

А вечером Зеленский в своем ежедневном видеообращении снова заявил, что Украина призывает продолжать «зерновую инициативу» и без России. «„Черноморская зерновая инициатива“ может и должна работать и дальше — если без России, то без России», — с фирменным русским акцентом на украинской мове заявил Зеленский.

Официально зерновая сделка закончилась. «Черноморская зерновая инициатива» интересна тем, что здесь на первый план вышли коммерческие интересы, вытеснившие даже военные задачи. Капиталу везде у нас дорога! Капиталистам всем у нас почет!

До последнего момента все ждали решения Кремля. И вот 17 июля спикер российского МИДа Мария Захарова сообщила, что министерство уведомило Украину, Турцию и Секретариат ООН о «возражении против продления». И вот теперь главные участники зерновой сделки выкладывают на стол свои аргументы за и против ее продолжения в том виде, в каком коридор работал с 1 августа 2022 года.

У Зеленского сразу достали своего «туза в рукаве» и выложили на стол. По сути, Украина предлагает продолжать экспорт зерновых без России — при условии, что безопасность судов в фарватере будет гарантировать Турция, а ООН даст свой мандат на продолжение зерновой сделки. Украинские СМИ пишут, что корабли ВМС Турции будут сопровождать суда с зерновыми с Украины и таким образом обеспечивать их защиту.

Издание «Страна», транслирующее тезисы Зеленского на оппозиционную аудиторию, наспех сочинило страшилку «для бедных», что если Москва откажется, то зерновой коридор не только будет работать, но по нему еще и пойдут суда с оружием и РФ ничего не сможет с этим поделать. Правда, в редакции «Страны» не задумались, что Москва может считать суда с оружием законной военной целью.

Какие аргументы может предъявить Москва, которая дала понять, что зерновая сделка в привычном виде ее больше не устраивает?

Кремль еще до истечения срока сделки показал, на что способен. Сначала Минобороны РФ предупредило о минной опасности на трассе зернового коридора. А в ночь на 11 июля ВКС РФ нанесли удары БПЛА по портовой инфраструктуре в Одессе.

«Повреждено оборудование и проезжие части возле ограждения терминала и резервуаров. Пожар оперативно ликвидирован. Погибшие и пострадавшие отсутствуют», — сообщила Одесская областная прокуратура.

В прокуратуре уточнили, что после удара БПЛА-камикадзе загорелись 2 терминала в порту — зерновой и топливный.

Выходит, что вариант «украинские суда с зерном в сопровождении ВМС Турции» — это не вариант. Потому что если ВКС РФ будут бить по портовой инфраструктуре, то элементарно нечего и неоткуда будет грузить на эти суда.

Сразу после заявления Зеленского, в ночь на 18 июля, российские войска нанесли удар по Одессе и Николаеву ракетами «Калибр» и дронами-камикадзе. Южное командование ВСУ отрапортовало, что все сбили, но, «к сожалению, обломки ракет и взрывная волна поразили объекты портовой инфраструктуры».

Еще один убедительный козырь против работы зернового коридора — это мины. 14 июля Минобороны РФ обнаружило в Черном море морскую мину, «которая бесконтрольно дрейфовала, создавая угрозу для безопасного плавания гражданским судам» и нарекло ее «украинской».

Намек понятен — суда с украинским зерном рискуют нарваться на «бесконтрольно дрейфующие морские мины». И тут уже никакие ВМС Турции или даже НАТО не спасут. А будут эти мины украинскими или русскими, какая разница по большому счету.

«Бесконтрольно дрейфуют» морские мины. А чьи они? Да бог их знает. Подрывают-то суда они все одинаково безвозвратно.

Сразу после призыва Зеленского «Россия ничего не решает, давайте продолжать» Reuters сообщило, что международные страховые компании готовятся поставить на «стоп» страхование всех судов, которые решатся плыть в порты Украины после того, как Россия прекратила участие в зерновой сделке. Видимо, международные страховые компании не посмотрели видеообращение Зеленского и не поверили обещаниям украинского президента. И цены на зерно тоже поползли вверх супротив «зеленому» оптимизму.

Reuters проинформировало, что страховой рынок Lloyd’s of London уже включил Черноморский регион в список высокого риска.

«Ежегодное страхование остается в силе, но рейсы в перечисленные районы будут оцениваться индивидуально по мере их появления», — приводит Reuters слова Нила Робертса, руководителя морского и авиационного отдела Lloyd’s Market Association (LMA).

Заместитель главы АП и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков на следующий день, 18 июля, предупредил, что «без соответствующих гарантий безопасности там возникают определенные риски».

Одним из мотивов участия России в зерновой сделке было согласие Киева на транзит аммиака по трубопроводу Тольятти — Одесса. Но за почти год зерновой сделки у Зеленского так и не запустили транзит, а после подрыва участка трубопровода в той части Харьковской области, которую осенью 2022 года оставили российские войска, вопрос уже неактуален. Российские производители аммиака теперь надеются на новый терминал, который строят в Туапсе. «Тольяттиазот» одного из аммиачных магнатов Дмитрия Мазепина заявил, что терминал по перевалке аммиака в Туапсе планируют сдать в конце 2023 года. Большой вопрос, получится ли до конца 2023-го, потому что сроки уже переносили на годы, но процесс идет.

Важно, что, по сравнению с ситуацией год назад, заработал новый зерновой коридор из российского Забайкальска в Китай. А это значит, что Россия уводит 5 млн тонн зерновых, которые китайцы до этого покупали у Украины.

Конечно, свои аргументы за продолжение зерновой сделки есть у США и Турции. Высшие чиновники Белого дома так возбудились по поводу зерновой сделки, потому что значительное число компаний-экспортеров принадлежат владельцам из США — это Cargill, ADM, Bunge и другие.

Вот почему о сделке резко заговорил и советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. И почему госсекретарь США Энтони Блинкен говорит, что «соглашение нужно восстановить как можно быстрее».

И тогда получается, что если Зеленский не сможет организовать работу зернового коридора, то сильно упадет в глазах Белого дома, потому что не сможет обеспечить интересы компаний из США.

Во всей этой мозаике есть только один игрок, кому не нужны любые мирные договоренности, — это Лондон. Великобритания заинтересована в продолжении военного конфликта, потому что это бьет по экономике ЕС.

Также важно учитывать военный аспект зерновой сделки. Заключение «Черноморской зерновой инициативы» год назад в военном плане означало, что Россия отказалась от наступления на Одессу. А теперь, если зерновая сделка действительно капут, можно ли считать, что руки развязаны?