Муртуза Мухтаров был выдающейся личностью. Даже на фоне бакинских нефтепромышленников и миллионеров.
Человек, который сделал себе имя и состояние исключительно за счет собственного ума. (Случай редкий даже в сегодняшние времена).
Начав с самых низов — черпальщиком нефти на промысле, он сумел за счет своих новшеств и изобретений, стать не только миллионером, но известным во всей нефтяной индустрии человеком.
Достаточно сказать, что Муртуза бей создал первый в Российской империи завод по производству нефтяного оборудования, которое пользовалось большим спросом и за рубежом. А бурильный инструмент, им изобретенный, был известен во всем мире под названием «Мухтаров».
Но бакинцам, Муртуза Мухтаров больше известен по особняку построенному для жены — дворцу Мухтарова,
Чуть менее известен Доходный дом Мухтарова:
Оба этих объекта построил Иосиф Плошко, известный своими шикарными проектами в Баку (в том числе неподражаемой Исмаилией), но сотрудничество двух бакинских знаменитостей началось раньше.
Его поводом стала безумная любовь 40-летнего бакинского нефтепромышленника и 19-летней осетинской дворянки.
Муртуз и Лиза
К 40 годам (1895 год) имя Муртуза Мухтарова становится известным нефтяникам всего мира.
Он создает модернизированный станок ударного штангового способа бурения, на который получает государственный патент. Это изобретение он назвал «бакинской бурильной системой». Станок Мухтарова был значительно совершеннее всех, известных ранее.
Еще достаточно молодой, богатый, энергичный, Муртуза сам занимается поиском рабочих и специалистов для планируемого завода бурильного оборудования. С этой целью, он приезжает во Владикавказ.
Сойдя на перрон, видит необычную картину: на подъездной платформе, человек в генеральской форме, в окружении двух солдат, совершает намаз.
Муртуза присоединяется к нему чуть в сторонке.
Тесть
Так он познакомился с Хамби Асланбековичем Тугановым, представителем известного осетинского аристократического рода.
Интересное дело, в Сети, в достаточно солидных изданиях федерального уровня и даже некоторых справочниках, пишется о том, что тестем Мухтарова был генерал Асланбек Туганов.
Да что там говорить, если даже "Ведущий специалист по разработке продуктов культурного туризма Центра управления заповедниками Государственного агентства Азербайджана по туризму Вахид Шукюров" говорит об этом.
На самом деле Асланбек Туганов был отцом Хамби, тоже генералом, но уже почившим с миром к моменту приезда Мухтарова во Владикавказ.
Как перебороть эту неверную информацию в Сети, я не знаю.
Как бы то не было, Хамби Туганов и Муртуза Мухтаров настолько находят друг в друге родственные души (разница в возрасте 17 лет), что генерал приглашает бакинца к себе домой.
Лези Туганова
Там Муртуза и видит впервые старшую дочь Туганова — Лези (в Баку ее все будут называть Лизой).
Это была любовь с первого взгляда.
Молоденькая красавица аристократка, наследница двух старинных родов (мама Лези была из рода тагаурских алдаров Дударовых), пленила сердце бакинского миллионера.
Обручение и свадебное путешествие
Современные исследователи пишут, что сильные чувства были взаимны, поэтому свадьбу сыграли быстро.
Но это не отрицает того факта, что скорее всего генерал, у которого подрастало три дочери, пригласил богатого нефтепромышленника в гости не просто так. Иначе просто не объяснимо, как потомственные аристократы из известнейших семей Осетии, так быстро согласились на брак с выходцем из бакинского села Амираджан.
А вот Лизу Туганову понять можно. Муртуза был блестящим собеседником и настоящим джентльменом. Готов ради нее на все.
На обручении 30 джигитов в белых черкесках и белых папахах, с кинжалами и саблями на боку внесли в дом невесты тридцать подносов-хонча. Ох, что это были за хонча: отборные фрукты горой, сладости разные, золотые кольца, серьги, ожерелья с камнями драгоценными глаза слепят.
О свадьбе Муртузы и Лизы, до сих пор во Владикавказе ходят слухи. Говорят, в истории города не было ничего подобного ни до, ни после.
Она длилась семь дней напролет...
В Баку молодожены отправились в белом экипаже, украшенным серебром, специально выписанным из Варшавы. В сопровождение все тех же тридцати всадников в белых черкесках и на белых скакунах.
А потом было свадебное путешествие: Париж, Италия, Венеция...
Девушка не видевшая ничего кроме родного Владикавказа, была в восхищении. Особенно ей понравилась итальянская архитектура.
Мечеть
Во Владикавказе мечеть хотели построить давно. В 1900 году, мусульманская община получила разрешение и место под строительство (на берегу Терека).
Проблема была в том, что даже организовав сбор средств среди мусульман всей Осетии не было собрано и половины суммы.
Поэтому, собрав делегацию от татарской общины Владикавказа, посланники направляются к только вернувшемуся из свадебного путешествия Мухтарову.
Тот живо интересуется вопросом, обещает взять все проблемы на себя, но хочет чтобы в названии мечети упоминалось имя жены. Делегация оскорбляется таким предложением и уезжает из Баку.
Лиза упрашивает Муртузу не делать упора на ее имени. Достаточно, что она знает, что мечеть возводится как дань их любви. Поэтому, когда в Баку приезжает уже делегация от ингушей Осетии, Мухтаров соглашается без предусловий.
Строительство
Хотя уже был готов проект стандартной по тем временам мечети, Мухтаров заворачивает его и собирает свою команду под проект. Архитектором выступает поляк Иосиф Плошко, а художником, чех Франц Долежаль.
Мечеть строится из белого аглая, привозимого из Баку, и облицовывется красным кирпичом.
Из Египта были приглашены специалисты по росписи.
Открытие
14 октября 1908 года состоялось открытие мечети, которая представляла собой нечто феноменальное.
Таких в империи еще никогда не было.
Ингушская община устроила в честь Мухтарова торжественный банкет и даже посвятила ему оду. В приговоре уполномоченных от суннитского мечетского прихода г. Владикавказа генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года говорилось:
Приговором этим было постановлено выразить строителю мечети в г. Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и увековечить его память надписью на мраморной доске в мечети.
У главного входа в мечеть, до революции, висела доска с надписью на арабском и русском, гласившей «Джума-мечеть имени Мухтарова 1906—1908» (Сейчас она находится в краеведческом музее.)
В 2017 году, по личному распоряжению Ильхама Алиева, были выделены средства на реставрацию обветшавшей мечети, в 2019 году, она открылась уже в нынешнем виде.