Найти тему

Личный бренд учителя

Личный бренд- это узнаваемость конкретного человека, причём не повсеместная популярность, а его вес в конкретной профессиональной нише (по мат. smmplanner.com) .
рекомендуется воспринимать с иронией
рекомендуется воспринимать с иронией

Наверное, в той или иной форме личный бренд учителя существовал во все времена. В истории личный бренд педагога формировался благодаря его вкладу в развитие образования, в будущее. Не строго говоря, но личный бренд Сократа- это "диалоги". У Платона личный бренд- обоснование связи воспитания и государства. У Я. А. Коменского- класссно-урочная система. Личным брендом И. Г. Песталоцци можно считать разработку основ развивающего обучения. Двухуровневая дидактика в концепции обучения родному языку- это личный бренд К. Д. Ушинского. У А. С. Макаренко - это педагогика отношений. Личный бренд Я. Корчака- взгляд на ребёнка как на полноценную личность, его уважение. У С. Т. Шацкого воспитание самостоятельности в детях- личный бренд. Личный бренд В. А. Сухомлинского- формирование творчески мыслящей личности, отказ от абсолютного подчинения коллективу. Ш. А. Амонашвили - гуманная педагогика. В. Я. Синенко- образовательные передачи для школьников по телевизору. Ю. Л. Троицкий и Ко- школа понимания и т. д.

Конечно, это блестящие, выдающиеся педагоги своих эпох. И, пожалуй, перед "массовым учителем" нет задачи совершать прорыв в педагогике и входить в историю (эти опции подключаются по возможностям и желанию).

Но, так или иначе, личный бренд современного учителя формируется в зависимости от него или вне зависимости. Личный бренд создаёт образ учителя в массовом сознании. Поэтому лучше бы это был процесс, который контролирует сам учитель.

  1. Если учитель не контролирует процесс формирования личного бренда- за него это сделает министерство, департаменты всех мастей, школьная администрация и будет, как на картинке в начале статьи: какой-то невнятный многозначный персонаж, который непонятно что толком умеет делать. Как реально влияют на качество образования и благополучие детей в школе "сотые" по счету КПК? А бесчисленные конкурсы для педагогов? Мероприятия, часто в пугающем количестве, в рамках работы городских методических объединений? Августовские педагогические советы, которые едва ли можно назвать форумом, что дают учителю, кроме возможности немного поспать перед началом учебного года? В чем сила такого учителя, который послушный завсегдатай всего этого? Конформность (уточним у Г.Кельмана психолога из Гарварда, который выделил 3 вида конформизма. В нашем случае особенно актуален первый вид - подчинение — тип общественного конформизма, при котором человек имеет собственное мнение, но подчиняется другим из страха быть отвергнутым) - вот его "сила". И именно такой образ учителя сформирован сегодня в массовом сознании: безвольный конформист.
  2. Если учитель контролирует процесс формирования личного бренда- он становится не носителем зачастую бессмысленных регалий, не обладателем тонны макулатуры (реальной и виртуальной) в виде всевозможных дипломов, грамот, сертификатов, а работает над личным брендом так, чтобы реально преуспеть, как профессионал. Такой учитель становится обладателем уникального стиля, "почерка", который работает на результаты, полезные для детей, помогает добиваться для них счастья. Каждый его шаг/активность работают на это. Учитель, контролирующий личный бренд, никогда не потратит своё время на бессмысленный вебинар, на котором надо быть, потому что представители департамента образования/методисты институтов развития образования считают по головам: кто был? Не подаст "копипасту" или материал, в котором не уверен, на конкурс методических разработок. Честно признается себе в том, что он чего-то ещё не умеет и поэтому пойдёт только на тот семинар или курс повышения квалификации, который поможет ему. Такой учитель любознательный, задающийся большими вопросами, любящий детей, видящий в каждом из них личность, неравнодушный, увлечённый, ищущий, сомневающийся, не поддающийся- в этом его сила.
"... Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Л.Мартынов, " След").

Пожалуй, только самостоятельно работающий над личным брендом учитель оставит незримый и прочный след в душе ребёнка.

Но выбор остаётся за каждым: отдать работу над личным брендом людям, которые в большинстве случаев только думают, что они асы от образования, или вдумчиво работать над личным брендом самому, не в угоду распоряжениям, а в угоду детям, профессии, будущему.