🗾 26.06.2014 | 🗽 28.10.2014 | 🏰 29.10.2014
В 2014 году эту игру называли самым многообещающим эксклюзивом PS Vita. Я, честно говоря, даже надеялся, что из нее выйдет что-то путное – конечно же, зря.
Что было особенно многообещающим: сеттинг. Далекое будущее, ресурсы истощены, люди загнаны в тюремные резервации «паноптикумы» (английская версия сокращает «panopticon» до «‘con», японская – до аббревиатуры «Р.Т.», а не «P.О.»), которые конкурируют друг с другом. Значительная часть населения – «грешники» с шестизначными тюремными сроками за всё подряд, вынужденные отрабатывать их общественно полезными работами в роли пушечного мяса.
Начнем с того, что сеттинг не работает даже на базовом уровне: грешников не казнят, поэтому можно просто ничего не делать; на содержание бездельников уйдет куча бесценных ресурсов, и куда бы все проще было, если бы они были не заключенными, а просто условными бомжами.
Тема паноптикумов толком не раскрыта: за всю игру мы посещаем несколько этажей тюремного комплекса, ничем толком друг от друга не отличающиеся, мизерный недогородок с двумя заведениями и небольшое количество совершенно друг с другом не связанных боевых локаций: «полуразрушенный город», «другой полуразрушенный город», «пустыня». Можно (особенно поначалу) вляпаться в нарушение правил и увеличить свой срок еще на сколько-то там лет, но это все чушь и профанация: честно отработать свой срок до нуля сможет только какой-то особо упоротый китаец-манчкин за сотни часов и ничего толком не получит за это (даже ачивки).
Забавно, что ваш паноптикум будет назван в честь одного из 50 городов по выбору: есть Москва, она на 19 месте в рейтинге, и даже Екатеринбург – на 49-м. При этом по сюжету главным противником вашей условной Москвы или там Сингапура будет вымышленный злобный паноптикум Орай, который подмял под себя многие другие и в котором водится непобедимый злодей. Какая-то конкуренция между 50 городами вынесена в мультиплеер и в целом не очень интересна: между ближайшими двумя местами – настоящая пропасть, которую наверстать можно разве что при помощи тысячи вылазок с воровством невидимых ресурсов.
Взглянуть мельком на обычный ход игрового процесса позволяет уже вступительный ролик: там команда героев нападает на «абдактора» – робота из другого паноптикума, ворующего человеческие ресурсы. Один персонаж стреляет, другой при помощи энергокнута сковывает врага и опрокидывает его на землю, третий хватает вибромеч и отпиливает от абдактора кусок, четвертый подхватывает выпавшего пленника и уносит в безопасное место. Звучит интересно, да? К несчастью, на этом список механик Freedom Wars заканчивается.
Freedom Wars состоит исключительно из рутины. Первый бой с абдактором кажется интересным – но за ним идут десятки таких же. Ассортимент противников в 90% случаев ограничивается или мгновенно умирающими людьми-пехотинцами, или двух- или четырехногими абдакторами (разницы между которыми особой нет). Бывают и другие боссы, но очень уж редко.
И у всех механизированных противников какое-то запредельное количество здоровья. Их надо пилить, пилить и еще пилить. Некоторые из них сдаются без особого сопротивления, а некоторые, например, выпускают что-то типа manhack из Half-Life 2 – летающие, бьющие и мешающие хоть что-то делать хреновины. Сражаться с абдакторами практически никогда не интересно, практически всегда нудно и в случаях, когда, например, их несколько или когда они позволяют себе плодить еще и вот такие мешающие штуки, очень раздражает.
Что же может мотивировать в это играть? Ну, совместное прохождение, конечно, всё красит; более того, тут оно обустроено очень любопытным образом: проходя миссию в кооперативе, мы участвуем лишь в ее боевой составляющей и получаем отметку о ее выполнении; вернувшись затем в свое одиночное прохождение, мы, не торопясь за товарищами, спокойно смотрим весь сюжет, а в бой можем и не соваться, поскольку отметка за его прохождение уже стоит. Вот эту находку другим играм было бы неплохо подхватить.
Правда, сюжет вот не мотивирует совсем. Кто бы мог подумать, что в первом же сюжетном трейлере будет показано вообще всё, что игра может предложить?
Серьезно, кроме этого, там ничего нет. Центральные персонажи архетипичны и ведут себя предсказуемо, NPC скучны и никчемны, ваш герой, немой и вроде как говорящий то, что вы сами выбираете, на деле инвариантно идиот: практически во всех случаях вам фактически никакого выбора и не дают.
Ну и концовка. Спойлеры: после боя со злодеем из Орая и НЁХ из портала-черте-куда а-ля первая часть Borderlands герои все хором отправляются за развязкой в находящуюся где-то в небесах совершенно неисследованную часть сеттинга – и на этом месте начинаются титры. Нет развязки, нет ответов, нет вообще ничего. Убили какого-то убогого мид-босса – и игра закончилась, не успев толком начаться (за пару-то десятков часов). И сиквела, надо думать, с такими-то продажами Виты не будет (игру выпускала Сони, а она отказалась уже от разработки больших тайтлов под Виту).
Самое смешное, что в титрах указан человек, ответственный за Качество Сценария, и это тот самый Томокадзу Фукусима, который пропал отовсюду после MGS3. Думают вот, что он спасал сценарии Кодзимы, будучи с ним соавтором (потому что действительно после MGS3 Кодзима ничего даже терпимого не сочинил), однако Freedom Wars участие Фукусимы явно никак не помогло.