В контексте событий настоящего времени у меня лично возникает большая необходимость найти опоры, без которых, кажется, ты уже не можешь больше существовать.
Я, как психолог, в поисках этой опоры обратилась к работам наших учителей и первопроходцев. И для меня этой опорой стал, как ни странно, Зигмунд Фрейд.
Намного опережая своё время, ещё в 1892 году в своей работе «Исследования истерии» Фрейд выдвинул предположение, что причиной психической болезни, например травматического невроза, является совсем не физическая травма, а сам испуг, то есть травма психическая.
Всегда есть симптом и эпизод, давший повод к его появлению. Часто эта связь будет очевидна. Например, во время приема пищи сдерживается и подавляется болезненный аффект, из-за которого возникает тошнота и рвота. И это подавление приводит к тому, что тошнота и рвота приобретают истерическую форму и сохраняются на протяжении нескольких месяцев.
Иногда эта взаимосвязь между симптомом и эпизодом будет более усложнённой и даже может быть символической.
Если у человека произошло событие, в результате которого возникло чувство стыда, душевной боли, страха или мучительного ужаса, то перерастет ли это событие в травму зависит от двух вещей:
— восприимчивости пострадавшего;
— условий самого события (например, сами обстоятельства могут быть безобидными, но их совпадение с важным событием может приобрести значение травмы).
Как говорил Фрейд: «следует утверждать, что психическая травма или воспоминание о ней действует подобно чужеродному телу, которое после проникновения вовнутрь ещё долго остаётся действующим фактором...».
В ближайшее время я хочу начать посвящать теме психический травм больше своего контента. Надеюсь, в нем вы сможете найти опору и узнать для себя что-то новое и полезное.
Берегите себя!