Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Русские отдыхающие в Крыму: плесканье в море под защитой ПВО» [в оригинале обыгрывается немецкая игра слов Krim (Крым) и Krimi (криминальный), то есть Krim-Urlauber — буквально «крымские отдыхающие» звучит почти как «отдыхающие-преступники», типа, незаконно въехавшие в Крым — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] рассказывает, что некоторые россияне по-прежнему отдыхают в Крыму. Чтобы сделать отдых там приемлемым, власти делают ставку на дотации и патриотизм. Но от войны отгородиться невозможно. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Гостиница «Колос» в столице Крыма Симферополе предлагает тринадцать простых номеров, бесплатную парковку, а с недавних пор еще и изрядную порцию патриотизма. Фасад гостиницы недавно украсила фреска высотой почти двадцать метров. На ней изображён русский солдат с пулемётом. На заднем плане изображены танк и вертолёт, а также символ агрессивной войны России против Украины - большая изогнутая буква Z. Российские СМИ сообщили о «торжественном открытии» фрески, посвящённой «герою» спецоперации.
Как утверждается, на ней изображён боец Росгвардии РФ Валерий Черняков, погибший от попадания снаряда на украинском фронте в июне 2022 года. Боец был родом из села Восточное на востоке Крыма. Мэр Симферополя Михаил Афанасьев сказал на посвящении: «Бойцы спецоперации - настоящие герои. Наш долг - сохранить память о людях, отдавших свои жизни за безопасность нашей страны, нашего полуострова».
Посетителям скромной гостиницы огромное изображение бойца ежедневно напоминает о том, что всего в нескольких километрах от неё идёт война, коварно распространяющаяся на территорию Крыма. Туристы из России по-прежнему приезжают на полуостров, аннексированный в 2014 году, на летний отдых. По данным российского информационного агентства РИА Новости, в понедельник там находится не менее 50 000 человек. По крайней мере, часть российского населения, похоже, воспринимает Крым как хорошо охраняемый райский уголок с километровыми песчаными пляжами и набережными.
Однако даже до взрывов на Крымском мосту рано утром в понедельник заявления российской администрации о нормальной обстановке с трудом скрывали напряжённую ситуацию. От самой северной точки полуострова до восточного берега Днепра, контролируемого Украиной, всего около 70 км. Киев давно располагает боеприпасами, которые могут быть использованы и для поражения целей в Крыму. Российская ПВО регулярно сбивает беспилотники над полуостровом. В случае неудачи беспилотники поражают склады горючего или военные объекты. Многих россиян отталкивает медленное приближение фронта, и они выбирают альтернативные направления. Советник президента Украины Михаил Подоляк в интервью российской эмигрантскому изданию «Медуза» сказал: «Гражданские люди, которые сейчас едут в Крым на отдых, должны понимать, что они там не туристы, а соучастники оккупации со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями» [ну, то есть гражданских они рассматривают как военных и как легитимные военные цели. Понятно. Хуже нацистов. Прямо англичане на англо-бурской войне — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Повторное нападение на Крымский мост в ночь на понедельник также, вероятно, окажет сдерживающее воздействие. Тем более что погибли и российские туристы. Семья из Белгородской области ехала на своём автомобиле по Керченскому мосту, когда раздалось несколько сильных взрывов. Оба родителя погибли, а несовершеннолетняя дочь была госпитализирована. На фотографиях с места взрыва видна повреждённая полоса движения. По сообщениям украинских СМИ, это была атака с использованием беспилотных летательных аппаратов. После этого инцидента мост был закрыт для движения автотранспорта.
Даже до этого нападения на переправу российским туристам было сложно попасть туда. С начала июля местные СМИ сообщают о километровых пробках на Крымском мосту, который с момента открытия в 2018 году соединяет материковую часть России с оккупированным полуостровом. Туристам нередко приходилось часами простаивать в своих автомобилях на жаре. 9 июля пробка растянулась на шесть километров, а время ожидания иногда достигало пяти часов. В этот день российские власти сообщили о попытке нападения на мост со стороны Украины. Неделей ранее длина пробки составляла более 13 км. В ответ на это российские власти установили на обочине дороги туалеты, а по официальному телеграм-каналу каждый час передавалась информация о текущем времени ожидания.
Вопреки мнению некоторых СМИ, очереди из автомобилей отнюдь не были симптомом особого наплыва российских отдыхающих. Напротив, после взрыва, произошедшего в октябре прошлого года, меры безопасности были усилены в несколько раз из-за опасений повторного покушения на объект престижа Владимира Путина. Каждый автомобиль проверялся индивидуально. Эти проверки требовали времени и приводили к километровым пробкам на въезде и выезде из страны. По сообщениям СМИ, меры безопасности могли быть ужесточены в связи с восстанием вагнеровцев в конце июня.
Крымский мост является важным транспортным маршрутом для армии вторжения и, как никакое другое сооружение, напрямую связан с президентом России. В 2018 году Путин проехал по мосту на строительной машине во время его открытия, что вызвало большой резонанс в СМИ. Взрыв осенью 2022 года произошёл в ночь после его 70-летия. Москва назвала это нападение «террористическим актом», оправдывая им массированные ракетные удары по гражданской инфраструктуре Украины. После этого Киев официально взял на себя ответственность за атаку. Первоначально украинские официальные лица лишь намекали на это. Теперь Ханна Мальяр, заместитель министра обороны Украины, говорит об «успешной операции» украинских вооружённых сил.
Ремонт моста начался сразу после нападения и всегда проходил при повышенном внимании СМИ. Путин также приезжал на место, чтобы посмотреть, как продвигаются ремонтные работы. До нападения в понедельник автодорога считалась полностью отремонтированной. Путин лично возобновил движение по трассе.
С октября по Керченскому мосту разрешено движение только легковых автомобилей. Грузовые автомобили и туристические автобусы перевозятся через пролив на паромах. Из-за длительного ожидания в последнее время для перевозки отдыхающих и их автомобилей используются даже два военных десантных корабля Министерства обороны. Однако паромная переправа через Керченский пролив особенно сильно зависит от погоды. Сильные ветры регулярно приводят к остановке паромного движения. По словам водителей-дальнобойщиков, среднее время ожидания до проверки и погрузки на паром в настоящее время составляет около трёх суток.
В связи с проблемами логистики 4 июля Путин провёл совещание с министром транспорта Виталием Савельевым. В ходе этой встречи Савельев предложил российским гражданам по возможности ездить в Крым через сухопутный коридор на юге Украины, который был занят после начала вторжения. Губернатор Краснодарского края поддержал это предложение, назвав «предметом гордости» поездки по «новым российским территориям». Судя по всему, российские чиновники пытаются представить отдых в «репатриированном» Крыму как патриотический акт, тем более что трещины в пропагандируемой ранее нормальности становятся всё более очевидными. Даже после взрывов в понедельник назначенный Россией губернатор Крыма первоначально рекомендовал российским туристам воспользоваться альтернативным наземным маршрутом через «новые территории».
Уязвимость российских транспортных путей на оккупированный полуостров продемонстрировала и украинская атака на Чонгарский мост, произошедшая 22 июня. Снимки дыр в асфальте напоминают кадры Антоновского моста в ранее оккупированном Херсоне, который украинская армия неоднократно брала под обстрел, чтобы сорвать российские поставки. Чонгарский мост находится на прямом пути между Крымом и южным фронтом, где сосредоточено основное направление украинского контрнаступления. Повреждение этого моста привело к тому, что российским военным транспортам пришлось преодолевать более 100 км, чтобы добраться до Мелитополя. Однако закрытие моста сказалось и на грузовых перевозках. В основном грузовики должны добираться до Крыма по сухопутному коридору. Поскольку пропускная способность трасс, проходящих западнее, ниже, то иногда образовывались длинные пробки, и доставка грузов задерживалась. Транспортные компании ранее критиковали маршрут через юг Украины как дорогой и опасный. 3 июля российские власти сообщили, что ремонт моста завершён и он вновь открыт для движения.
Приостановка воздушного сообщения в аэропорту Симферополя с первого дня войны также оказала существенное влияние на использование альтернативных маршрутов. Аэропорт получил новый терминал только в 2018 году и входил в десятку крупнейших российских аэропортов по пассажиропотоку. Сообщения с курортов Крыма свидетельствуют о сложном сезоне для местной туристической отрасли. В марте министр экономического развития РФ Максим Решетников сообщил о снижении числа туристов на треть по сравнению с рекордным 2021 годом, когда, по российским данным, в Крым приехало 9,5 млн человек. Решетников предполагает, что и в этом году ситуация будет «развиваться несколько негативно». Но, судя по всему, снижение будет значительным. По данным местных властей, в июне, несмотря на резкое снижение цен, гостиницы были заполнены лишь на 50%.
«Крым.Реалии», крымский проект американского Радио Свободная Европа/Радио Свобода [лютейшая пропагандистская выгребная яма — прим. «М.П.»], сообщил о полупустых пляжах в начале июля. Кроме того, компании, занимающиеся прокатом шезлонгов и зонтов от солнца, жалуются на низкий спрос в этом году. Проблемы с доставкой из-за пробок и задержек на подъездных путях также влияют на уровень местных цен. По сообщению «Крым.Реалии», резко выросли цены на фрукты, мясо птицы и медикаменты. Особенно на севере полуострова население сталкивается с дополнительными военными приготовлениями. Например, российские военные призвали владельцев прибрежной недвижимости в Мисводне эвакуироваться, поскольку они «мешают строительству оборонных объектов». Кроме того, участились случаи ДТП с участием военной техники. Так, в Севастополе у военного автомобиля «Урал» отказали тормоза, и он столкнулся с несколькими автомобилями и автобусом, в результате чего погиб один человек. В Симферополе бронетранспортёр наехал на гражданскую машину, а затем просто поехал дальше.
Чтобы компенсировать снижающиеся доходы от туризма, местные власти кое-что придумали. Назначенный Россией глава города Севастополя, расположенного на юге полуострова, сообщил 3 июля о новой программе, которая будет выгодна как военнослужащим, так и местным поставщикам туристических услуг. «Мы пытаемся заполнить наши места размещения за счёт того, что участники спецоперации, получившие отпуск, смогут приехать с семьями и отдохнуть», - сказал Михаил Развошев. «Их не испугает нахождение рядом с фронтом, тем более что здесь абсолютно тихо». Спецоперация - это официальный российский термин для обозначения военных действий. Однако на самом деле в небе над Севастополем часто можно увидеть вертолёты и истребители.
На постоянно обновляемой карте Крым.Реалии отмечено более пятидесяти мест на полуострове, где до сих пор происходили взрывы. Только в городе Севастополе и его окрестностях отмечено шестнадцать мест взрывов после ударов беспилотников. Судя по всему, для поддержания туристической отрасли в Севастополе уже давно используются субсидии. Например, путёвки выдаются российским бюджетникам, как это было во время пандемии «короны». В прошлом году хостелы также получили бюджетные средства на размещение беженцев с оккупированных территорий Украины. Планируется также распространить новую программу для «участников спецоперации» на другие города Крыма.
Автор: Роберт Путцбах. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: хотя вроде бы написано с попыткой на беспристрастность, насколько это возможно для немца, между строк всё же читается плохо скрываемое злорадство.