Нет ничего столь неоднозначного, как влияние политики Сталина на развитие искусства. С одной стороны, строгий канон, ограничения, дискриминация тех, кто делает и видит иначе. С другой, новые жанры, отражение идеалов эпохи, архитектурные и графические шедевры, до сих пор украшающие постсоветские города. Так что же такое официальное сталинское искусство: восхваление власти в понимаемой ею форме или кладезь мечтаний о новом будущем для нового человека?
20 век – век поиска смыслов. Сначала мы встречаемся с бесконечно бегущим от реальности модерном, все больше идеализируем прошлое или собственные фантазии, думаем о том, как спасти красотой мир. Наши представления об искусстве сносит идущий следом авангард, выбрасывающий на полотна то, что раньше было не принято изображать. А рождающийся конструктивизм критикует философствования предыдущих течений. В молодом советском государстве художники всеми способами пытаются нарисовать мир заново, однако партия все больше симпатизирует реалистам. Из многообразия художественных сообществ на первый план выходят Ассоциация художников революционной России (АХРР) и Общество художников-станковистов (ОСТ). Незатейливый реализм картин АХРРа и безграничный оптимизм работ ОСТа становятся основой абсолютно нового течения, которое станет основным на время правления второго советского вождя Иосифа Сталина. Добро пожаловать в социалистический реализм.
В фильме Флориана Доннерсмарка «Работа без авторства» есть иронический диалог двух художников, где один спрашивает второго, что тот рисует, а в ответ слышит: «социалистический реализм, конечно». Этой сценой можно идеально описать происходящее в советском искусстве 30-х. Сталин считал культуру надежным политическим инструментом, поэтому несложно догадаться, что новая ее форма, в первую очередь, должна была отвечать партийным интересам. Принципы направления были сформулированы «буревестником революции» писателем Максимом Горьким. Основных было всего три: идейность, народность, конкретность. Произведения должны были быть понятны массовому зрителю, демонстрировать красоту настоящего или тяжесть борьбы за эту красоту в прошлом, показывать как простые люди работают ради общего блага. Героями таких картин становились рабочие и крестьяне, городская интеллигенция и военнослужащие. Одним словом, все те труженики, кто выкладывался для построения коммунизма.
Если в 20-е названия художественных объединений можно было перечислять часами, то в 30-е плюрализму пришел конец. Соцреализм стал каноном, никакого более буйства школ и направлений. Все отличающееся было подавлено. В 1932 году власти декретом закрыли все художественные объединения. Перед деятелями искусства было всего два пути: вступить в Союз художников или попрощаться со своим делом. Закон был строг: без справки от Союза творец не мог купить необходимые для работы материалы, преподавать или участвовать в выставках. Участью для противников нового метода была рутинная работа в мелких региональных кружках. Такая жестокость была объяснима: Художники по мнению Сталина были «инженерами человеческих душ», а строить такие «инженеры» должны особую эстетику, полную пафоса, духа победы и веры в светлое будущее.
В декабре каждого года Третьяковская галерея стала проводить художественный конкурс. Задание всегда давалось на социально-реалистическую тему, и кандидат должен был наиболее полно и доступно раскрыть ее в своей работе. Отбор был тщательным: чтобы просто предстать перед московской комиссией, участник должен был пройти сначала городской, потом региональный, а после и всесоюзный отбор. Получить шанс стать ведущими художниками направления могли только лучшие из лучших.
Набор тем был весьма ограничен и имел свою иерархию. На первом месте стояла историческая картина. Сюжет обязательно о современности или прошлом, такую современность обещающем. На втором месте стояли образы вождей, а после образы людей из народа. Но было то, что даже визуально объединяло все эти изображения – масштаб. Монументальность – главная черта соцреализма, он всегда про гигантизм, он всегда про раздолье, поэтому средний размер полотен составлял 2-3 метра.
Несмотря на то, что соцреализм - метод обезличенный и уводящий фигуру автора на дальний план, нельзя не упомянуть его выдающихся деятелей. Лицом метода был руководитель Союза Художников Александр Герасимов, выстреливший благодаря одному из государственных конкурсов.
Мероприятие проводилось закрыто. Участвовало всего 17 кандидатов. Необходимо было изобразить определенным образом Сталина с каким-нибудь еще важным для Советского союза лицом. Лучшей работой как раз оказалось полотно Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (в народе «Два вождя после дождя»). В этой картине отображены все ведущие мысли эпохи. Рассеивающиеся после дождя тучи – символ рассвета стабильного сильного государства после множества потрясений. Сталин как представитель народа, Ворошилов как представитель армии. Оба героя смотрят куда-то вдаль. Если проанализировать местоположение вождей, то можно понять, что стоят они лицом к тому месту, где сейчас располагается Храм Христа Спасителя. На момент написания картины храм был взорван, а на его месте должен был строиться «Дворец советов». Таким образом, даже направление головы Сталина и Ворошилова неслучайно. Они смотрят прямиком в строящееся социалистическое будущее. Но это не все, чем удивляет Герасимов: ограждение за спинами вождей убрано таким образом, чтобы зрительский глаз смог заметить проходящую на фоне манифестацию. Лидеры на полотне изображены не просто сами по себе, а в единении со своим народом.
Народ - главный герой всех произведений соцреализма. Например, работа Татьяны Яблонской «Хлеб» восхваляет тружениц совхоза, женщин, вынужденных заменить собой ушедших на фронт мужчин и самостоятельно поднимать советское государство. Раздолье на картине отображает изобилие и достаток, созданные за счёт тяжелой физической работы. Другой пример: тематическая картина Бориса Иогансона «На старом уральском заводе», отображающая прошлое, с которым боролся социализм. На нём мы видим конфликт двух сил – рабочего и фабриканта. Самодовольный хозяин свысока смотрит на сидящего труженика, ощущая над ним превосходство. Но даже в таком положении рабочий выглядит выше, сильнее и больше заводчика. Мужчина изображен в светлых тонах, его ноги твердо стоят на земле, а широта напряженных плеч создает образ исполина, которому стоит только выпрямиться, и обидчик тут же окажется пылью. Нарисованный же в тени капиталист напротив: стоит некрепко, подкосившись, ему приходится опираться на трость.
Бытовые же сцены в соцреализме всегда обучающие. В них есть положительные и отрицательные примеры. Самой известной картиной с таким сюжетом является полотно Федора Решетникова «Опять двойка». Главный герой – мальчик, вновь принесший домой неудовлетворительную отметку. В противовес ему на фоне стоит прилежная сестра-отличница и утомленная работница-мать, обе явно сильно огорчены успеваемостью героя.
С живописью, кажется, разобрались, но развивались же и другие виды искусства. Например, скульптура. Ничто не могло так отобразить сталинскую монументальность как каменные ваяния. В первую очередь, конечно же тут приходят в голову шедевры Веры Мухиной, один из которых прославил социалистический реализм на международном уровне. «Рабочий и колхозница» - идеал и символ эпохи, в 1937 году представивший СССР на международной выставке в Париже. Две фигуры из хромоникелевой стали поднимают над головой символы Советского Союза «Серп и молот». Мужчина, и женщина словно устремлены ввысь, объединенные триумфом, ощущением радости и победы.
Говоря о скульптуре, не стоит забывать, что в стране продолжал действовать ленинский план монументальной пропаганды. Иначе говоря, власть сносила дореволюционные памятники и заказывала новые. Те, что будут воспевать идеалы и великих личностей нового времени. Главной мастерской по производству скульптур вождей была мастерская Сергея Меркурова. Его авторству принадлежат памятники Ленину, Марксу, Тимирязеву, но самым известным считается памятник Сталину, ныне расположенный в московском парке искусств «Музеон».
Украшали советские города не только памятники. Так метро заполнялось мозаиками Александра Дейнеки, Евгением Лансере был расписан ресторанный зал Казанского вокзала, а Музей охраны материнства и младенчества оформлен рукой Владимира Фаворского. Но на улицах можно было увидеть не только отдельные произведения соц реалистов. Обновились сами здания. Вслед за прочими сферами искусства получила новое дыхание и архитектура. Родился особый стиль времени-сталинский ампир. При создании стиля советские архитекторы вдохновлялись классическими пропорциями римских и греческих сооружений, элементами готики и барочной лепниной. По задумке Иосифа Сталина здания должны были представлять достижения коммунизма. Поэтому украшались они скульптурами крестьян, рабочих, мозаиками патриотического содержания, изображениями серпа и молота. Ключевыми материалами выбрали гранит, мрамор и бронзу. Так в Москве «выросли» сталинские высотки, главный павильон ВДНХ, гостиница «Украина».
Итоги такой культурной политики нельзя оценить как-то определённо. Советское искусство было полностью реформировано, были заложены определенные традиции и каноны. И вроде бы, это стало почвой для множества потрясающих художественных, литературных и архитектурных произведений, получивших не только местное, но и международное признание. С другой стороны, можем ли мы забыть о всех тех вычеркнутых из культурного пространства талантливых авторах, которые были вынуждены работать в тени и распространять свое творчество нелегально?
Автор: Софья Шерстобитова