В гостях Приемной Тульской службы новостей побывал Виктор Сумароков – вице-президент Союза Дизайнеров России, председатель тульского отделения этого творческого Союза, директор дизайн-студии "Союз Дизайнеров", руководитель Международного конкурса товарных знаков "Золотая Блоха", преподаватель Тульской детской художественной школы им. В. Д. Поленова.
Он пришёл на интервью в ярко-жёлтом худи. На вопрос, что для него значит жёлтый цвет – позитив или лидерство, уверенно ответил:
"Одно от другого неотделимо. Лидер без позитива – это не лидер, за ним не пойдут!"
В настоящий момент Виктор занимается общественной работой – поддержкой дизайнеров в рамках профессионального творческого Союза, ведет коммерческие проекты в своей дизайн-студии и проектирует товарные знаки. Больше 30 лет он преподаёт в художественной школе, проводит интенсивы по брендингу для бизнеса.
"Получаю огромное удовольствие от разработки новых проектов и не меньшее удовлетворение от преподавательской деятельности. В обоих случаях есть результат! Обучая, продолжаешь учиться сам. Я не позиционирую себя как педагога. Для учеников я такой же дизайнер, как и они, но только более опытный. Мы – коллеги".
Чем отличается дизайнер от художника?
Виктор Сумароков – коренной туляк. Он вырос на "Серебровке", учился в 13 школе. И папа, и мама были инженерами, но мама всегда хотела заниматься творчеством, и ей удалось реализовать мечту – на заслуженный отдых она уходила специалистом отдела дизайна одного из тульских оборонных предприятий.
"Рисовал я всегда. Профессию дизайнера выбрал самостоятельно и осознанно. Кстати, когда заканчивал Рязанское художественное училище в 1990 году, такого понятия в трудовом кодексе как "дизайн" ещё не существовало. Мы были промышленными графиками и оформителями – дизайнерами нас стали именовать позже".
По мнению председателя Тульского отделения Союза Дизайнеров России, чтобы из просто рисующего человека получился дизайнер, нужно решиться из увлечения сделать профессию.
"В первую очередь необходимо понимать, что можешь этим зарабатывать на жизнь. Художник – самовыражающийся творец, зависящий от вдохновения. Дизайнер – коммуникатор между заказчиком и существующей проблемой. Не зависимо от своего настроения, он должен найти кратчайший путь решения поставленной задачи. И чем меньше самовыражения будет в дизайне, тем качественнее будет этот дизайн. Нельзя быть дизайнером широкого профиля. Нужно разбираться в своём сегменте, но досконально. Про себя я могу сказать точно, что кроме дизайнерского проектирования не умею делать ничего. Именно это помогает обосновывать цены. Дизайн – это моя профессиональная работа, а профессионалам платят".
Получается, что профессиональных дизайнеров, в отличии от художников, вдохновить достаточно легко?
"Меня, в первую очередь, вдохновляют деньги, ибо постоянно хочется кушать и пользоваться благами цивилизации, а на регалии и лайки колбаску в магазине и бензин на заправке, увы, не обменивают. Мы, к сожалению, стесняемся об этом говорить, особенно тем, кто пока ещё только на пути в профессию. Делать мир эстетичнее – занятие нужное, но это всё же, побочный продукт от профессионального решения конкретных дизайнерских задач".
Легендарная "Золотая Блоха"
Один из проектов Виктора Сумарокова называется "Золотая Блоха". Его история началась еще в 2000 году. Тогда в Туле прошёл фестиваль "Живая реклама" в рамках которого прошёл первый конкурс товарных знаков, который впоследствии стал самостоятельным проектом и в мае этого года проводился уже в 23 раз.
"Из городской выставки "Золотая Блоха" трансформировалась в престижный международный конкурс, который формирует годовой рейтинг товарных знаков и выявляет лучших логомейкеров. Ежегодно на конкурс приходит больше 3000 логотипов, большинство из которых экспонируются в рамках выставок в течение всего года в различных городах. Таких выставок проведено уже около 80, и тульская "Блоха" побывала практически во всех регионах России".
Товарные знаки – не картинка, а инструмент
Виктор Сумароков – автор более 500 товарных знаков, которые с успехом используются как российскими, так и зарубежными компаниями. Среди его работ известные тульские бренды: Музей оружия, Тульский оружейный завод, футбольный клуб "Арсенал", Тульский государственный университет, знак города Тулы.
"Моей первой профессиональной работой был рестайлинг товарного знака и разработка фирменного стиля, как сейчас принято говорить – айдентики, завода "Тулаточмаш". Это был мой дипломный проект в Рязанском художественном училище в 1990 году. Постепенно стали появляться столичные заказчики, а затем клиенты из других регионов нашей большой страны. Сейчас в моём портфолио и Калининградская филармония, и арктический порт Дудинка, и Красноярская ГЭС, та самая, что изображена на 10-рублёвой купюре. Иногда еду по городу, вижу логотип и восклицаю: "О, мой! А я про него уже подзабыл". Вот, например, помните знак "Семейная копилка"? Это ранний Сумароков".
Среди большого числа товарных знаков есть любимые?
"Я постоянно веду работу над несколькими проектами параллельно, и любимый тот – над которым работаешь именно в этот конкретный промежуток времени. Разработанных знаков много, заказчики некоторых из них уже повторно заказывали в нашей студии ребрендинг. Всё подчиняется моде, и логотипы – не исключение. Вот и приходится адаптировать созданное под актуальные тенденции и тренды. Бизнес постепенно начинает понимать, что товарный знак – это не красивая картинка, а маркетинговый инструмент, помогающий эффективно создавать прибавочную стоимость и формировать положительный имидж".
По мнению нейросети, самыми популярными товарными знаками являются Apple, Nike, Coca Cola, Amazon, Samsung, Google. Правда, опытный дизайнер Виктор Сумароков не готов согласиться с этим.
"Я бы сказал, что самым популярным знаком являются Олимпийские кольца. Его знают абсолютно все, ведь в них концептуально заключается объединение всего мира. А те знаки, которые выделил искусственный интеллект, безусловно, являются мировыми брендами, однако всё же характерны для определённых целевых групп, пусть и весьма обширных. Не думаю, что в Папуа-Новой Гвинеи дети знают, что такое Amazon, но при этом пристально следят за успехами своих спортсменов на Олимпиаде".
Оранжевое море не для хейтеров
Так как Виктор Сумароков не только дизайнер, но и преподаватель, а в Тульской художественной школе он преподаёт с 1992 года, было интересно узнать, насколько сложно работать с современными детьми.
"Самое сложное – вытащить юных дизайнеров из стереотипного социума, из повседневного окружения, которое мыслит штампами. Придя в художественную школу, он смело может рисовать условное оранжевое море, если оно подходит по колориту к композиционному строю картины. В обычной школе его не поймут, и, в лучшем случае, посчитают странным. Моя педагогическая цель – раскрыть потенциал нестандартного мышления, а научить рисовать я могу любого по проверенным годами методикам. Второе гораздо проще первого".
Город-герой Тула – не Амстердам
Любимых мест в родном городе у туляка Виктора Сумарокова, как ни странно, нет. Приезжает в Тулу и понимает, что дома.
"Родную Тулу всегда оцениваю критически и, обязательно, в сравнении с другими городами. Рабочая Тула сурова, но в последнее время заметно хорошеет, раскрывая свой туристический потенциал привлекательности, заложенный предками-оружейниками и самоварно-пряничными ремесленниками. Не без перегибов конечно. Взять, к примеру, модные нынче креативные кластеры и лофт-кварталы. 90 % вывесок и прочего визуала там на латинице. Что Тула, что пригороды условного Амстердама – всё едино, национальная идентичность полностью отсутствует. При этом наш город везде позиционируется как оружейная столица России. В этом диссонанс. Но это моё субъективное мнение".
Карикатуры в прошлом?
Нельзя было не поговорить с дизайнером и о его карикатурах. Одно время фамилия Сумароков чётко ассоциировалась с меткой и актуальной сатирической графикой, которая ежедневно появлялась на страницах "Тулы вечерней", "Коммунара", "Тульского курьера" и ещё многих всероссийских изданий.
"Карикатурой я увлёкся в конце 1980-х. Рассылал их в десятки изданий по всей стране и в сумме получал не плохие гонорары. Участвовал в выставках, был замечен и приглашён в качестве нештатного автора в "Крокодил". Печатался там. Для молодого художника это было пределом мечтаний. Я вырос на этом журнале, и вдруг получил возможность пообщаться в редакционных коридорах со своими кумирами – мэтрами советской карикатуры Борисом Ефимовым, Леонидом Сойфертисом, Олегом Теслером. В 90-х начал плотно сотрудничать с тульской прессой, рисовал для всех наших газет. Сегодня, когда вся периодика в интернете, карикатура становится достоянием масс моментально, бесконтрольно тиражируется и, увы, отследить её использование, чтоб заявить свои авторские права, становится невозможно. Рисовать карикатуры стало нерентабельным занятием и сейчас для меня это просто хобби –для души. Который год в моих планах сделать выставку, но нет времени. Дизайнер Сумароков не разрешает Сумарокову-карикатуристу тратить ресурсы на некоммерческие проекты. Шутка!"
В финале Приемной Тульской службы новостей Виктор Сумароков пожелал тулякам мира, добра и благополучия, которое приходит исключительно при работе с профессионалами своего дела.
Читайте также:
Молодые дизайнеры России представят свои работы в Туле: Виктор Сумароков рассказал о выставке "Золотая блоха"
Страх – зеленый, скрип пола – соленый звук: школьница без зрения из Тулы пишет необыкновенные картины