Переосмысливая современное кино, задаюсь вопросом: чем оно является для нас сегодня? Приходишь к выводу, что кино больше не остается главным инструментом формирования смыслов, оно уже не выполняет свою функцию как оружие воздействия. В связи с этим возникает задача: можно ли найти место, где бы утраченные смыслы кино обрели новую жизнь?
По-видимому, эти смыслы куда-то исчезают. И это происходит не только в российском, но и в западном кино. Кажется, что глубокие и захватывающие сюжеты становятся все реже. Старые фильмы до сих пор пользуются популярностью, однако новые ленты... Они появляются время от времени, но никак не сравнятся с тем, что было в прошлом.
Что же произошло с нашей культурой, почему она исчерпала себя? При просмотре художественного фильма мы получаем удовольствие от переживаний, от симпатичных героев, от увлекательных сцен. Однако давайте подумаем, откуда берутся эти переживания? Почему нам кажутся захватывающими эти сцены?
Мы получаем удовольствие от просмотра фильма, когда видим, что герой открывает для себя новые способы достижения целей. Вспомним Фореста Гампа: вначале он наивен и простодушен, но к концу он обретает мудрость и произносит сложную философскую мысль. Мы испытываем катарсис, потому что он открыл для себя новый способ поведения.
Удовольствие от просмотра возникает лишь тогда, когда герой перед нашими глазами открывает новый способ поведения. Это вызывает в нас наслаждение. Однако проблема в том, что новые способы поведения, новые подходы к достижению целей – все это исчерпано. Кажется, что мы исчерпали все возможные варианты поведения для достижения целей в рамках нашей культурной, нравственной и человеческой парадигмы. В этой игре мы проиграли, мы израсходовали все ходы.
Продолжая размышления о состоянии нашего общества и культуры можно наблюдать грустную тенденцию: чтобы достичь хоть какого-то прогресса, мы начинаем прибегать к экстремальным методам, в частности, к войне. Возможно, этот вывод кажется неоднозначным, но размышления на эту тему вносят в него новые нюансы. Вспомним "Мстителей: Войну бесконечности". Финал фильма с шокирующим геноцидом был неожиданным, неприятным, но некоторым образом необходимым. За щелчком пальцев половина вселенной исчезает - это резкое, но "справедливое" решение. Идея геноцида стала новым звуком, который гремит в наших ушах, и этот звук все громче звучит в реальном мире.
Мы подходим к грани, за которой война, геноцид и уничтожение становятся актуальными и свежими идеями. Они начинают привлекать внимание общества, потому что общество страдает. Развитые общества чувствуют себя плохо, потому что они больше не получают удовольствие от жизни. В частности, европейская культура страдает от этого. Взгляните на фильм "Один плюс один", который является примером трагической ситуации в Европе. Герой фильма работает на службе у миллионера, именно это отражает боль и отчаяние современной Европы.
В одной из сцен, миллионер предлагает слуге закончить его жизнь одним коротким ударом, объясняя, что он больше не находит в жизни смысла. Этот момент мы испытываем как катарсис, когда видим, как Европа в лице миллионера пытается покончить с собой. Этот момент иллюстрирует новый способ достижения цели, который вызывает у нас ужас.
В этом контексте проблема исчезновения культуры - это прежде всего проблема исчезновения идей, по причине того, что мы уже пережили их все.
К этому следует добавить аспекты информационной усталости, перегруженности и шума. Эти факторы делают нас менее чувствительными даже к выдающемуся кино или великим историям. Наши умы насыщены информацией до такой степени, что новые идеи борются за место. Хотя это одна из причин, эти факторы действуют совместно. Информационный шум возникает из-за отсутствия качественных идей, и мы пытаемся заполнить этот вакуум чем угодно, будь то мемы с котятами или любые другие ролики и темы, которые нам нравятся.
Например, в Европе активно обсуждаются вопросы ЛГБТ. Возможно, женщина, взаимодействуя с другой женщиной, испытывает какие-то эмоции, если она больше не чувствует их в отношениях с мужчинами. Или она взаимодействует с мужчиной - ну или, не буду дальше фантазировать по списку того, кто может быть ее выбором, или кто может выбрать ее. Для них это способ испытать хоть какие-то эмоции. В этом контексте возникает логичный вопрос: что делать в такой ситуации? Идти по пути европейцев? Но это не наш путь, у нас он не приживется. Заниматься геноцидом и войной? Это, кажется, неизбежно. Мы уже вступили в это состояние, вопрос лишь в том, кем мы хотим выйти из него.
По моему мнению, пришло время заботиться о себе. Найти то, что для вас ценно и важно среди всего этого информационного мусора, и сохранять себя, сохранять идеи, поступки, нарративы, которые важны для вас. Именно важные, а не вторичные или незначительные. В этом контексте важно сохранять себя. Необходимо найти то, что ценно и важно для нас среди всего этого информационного мусора, и сохранять эти важные идеи, поступки, нарративы. Это означает искать то, что истинно для нас, в мире, где истина кажется утерянной.
Автор: Жеуров Александр Дмитриевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru