Любите ли вы гулять в парках? А слушаете ли вы в это время шелест листвы или треск веточек или предпочитаете гулять под бормотание подкастов и звуки музыки? А ведь шелест листвы еще приятнее шума волн, потому что он шепчет о полной безопасности и отдыхе душой.
Люблю я деревья и ничего не могу с собой поделать!
У меня есть коллекция бисерных деревьев:
но я не могла успокоиться и не повесить себе дерево на шею:
Мировое древо одно на всех?
Когда говорим: "Дуб дубом", – мы не имеем ввиду ничего хорошего. А еще мы за деревьями не видим леса. При этом дерево, когда оно одно и очень мощное вызывает у нас даже некоторый трепет. Всё потому, что дерево укоренилось в нашем сознании на уровне архетипа.
В большинстве культур так или иначе присутствует мировое древо – как столп мироздания, как ось мира, как нечто, объединяющее небо, землю и преисподнюю. Древо – это не то, с чем борются герои. Это нечто существующее над любой схваткой и гармонизирующие мир.
В разных народах Мировое древо называют по-разному:
- в карело-финском эпосе "Калевала" фигурирует большой дуб, корнями уходящий в землю, а верхушкой упирается в небеса;
- латыши называли мировое древо Аустрас Кокс, у них и узор соответствующий есть;
- в одном из субэтносов мордвы мировое древо носит название Эйке Тумо;
- в древнем Иране росло священное древо у источника и с помощью птиц вся эта система отвечала за круговорот семян и урожай;
- наверное, все знают про скандинавский вечнозеленый ясень Иггдрасиль, которые соединяет 9 миров;
- у тюрков древо Байтерек росло на берегу реки стыка миров и оно удерживало землю и подпирало небо;
- в средневековом русском эпосе на острове Буяне, где локализуется центр мира, стоит и мировое древо. Вообще в славянской мифологии это мировая ось;
- упоминается Мировое древо и в Коране под именем сидрат аль-мунтаха, а растет оно над седьмым небом поближе к Аллаху;
- в каббале говорится, что древо – высшая ступень познания;
- в мифах народов Малайского архипелага мировое древо соединяет верхний и нижний миры.
Я к тому, что образ мирового древа существует вроде бы как один и всем понятна его суть земного исполина, который объединяет миры и заключает в себе время, но выглядеть оно может по-разному. Вот и я не стала привязываться к образу из конкретных мифов, а сделала собственный вариант.
Немного предыстории создания колье
В голове моей опилки – да-да-да! Точнее, обрывки чужих песен. Некоторые из них волнуют так сильно, что им хочется что-нибудь посвятить. Одна из таких песен "Иди через лес" группы Сплин.
В честь нее мне очень давно хотелось сделать колье в форме дерева. Именно колье, чтобы его ветви обнимали шею.
Я искала пусковой момент и не находила его. Однажды выписала по почте офит. Мне казалось, что он достаточно дымный, чтобы сквозь него можно было видеть "мир как он есть". Но выяснилось, что этот камень совсем не дымный, а морской. Он ушел в другую работу:
Потом была осенняя яшма и выглядывающий зайчик. Но и они предпочли не становиться частью этой истории и стали своей:
И вот в 2018 году мой любимый магазин Кабошон (не реклама, я правда его люблю, а конкурсы он уже давно не проводит, так что никакой личной выгоды) объявил конкурс с темой "Семь стихий".
Нам было предложено выбрать стихию одну или несколько из предложенных и продемонстрировать свое прочтение в материале, к которому стихия обычно имеет крайне опосредованное отношение. Как понятно из названия (спасибо, кэп!) стихий было семь. Ожидаемые: огонь, вода, земля, воздух и немного неожиданные: свет, тьма и время.
Тема стихий тоже волнует меня давно, но собиралась их воплощать в интерьерных деревьях и включать кроме ожидаемых собиралась дерево, металл и эфир. Ну, может, когда-нибудь я так и поступлю.
В общем, что буду делать - я знала точно. Но как именно с визуальной точки зрения - непонятно. Это сожрало реально много времени, навело на много грустных мыслей, так как ведь уже и материалы были, которые хотелось включить, плюс очень хотелось это носить. к этому времени я уже совершенно не мыслила эту работу без кабошона из ювелирной смолы от Дарьи Марцинковской:
Другие сердечки этого автора тоже поселились в моих работах:
Но это я берегла за то, что там "радуга на сердце".
Мое собственное мировое древо стихий
Дерево идеальный вариант для того чтобы подружить стихии в символическом смысле.
И из предложенных стихий я не стала выбирать одну или даже две. Я взяла все семь:
- огонь,
- вода,
- земля,
- воздух,
- свет,
- тьма,
- время.
Земля+тьма
Корни дерева в земле и даже во тьме (так уж сложилось, что под землей темновато):
+Вода+Земля
корни питаются водой:
+Время
Вы обращали внимание какая кора у деревьев? Это же многочисленные разрывы от роста. С каждым годом дереву становилось все теснее в его одежде коры и оно разрывало ее и стремилось вверх. Но рост никогда не бывает постоянным, поэтому разрывы успевают "зажить". В принципе и само время – относительно!
+Воздух+Свет
Ветви танцуют с воздухом свои тактические танцы и стремятся выше и выше – к свету:
+Огонь
Дерево недолюбливает огонь. Как-то уж так исторически сложилось. И если дерево неопалимо, то это приравнивается чуду. Но мировое древо – чудо и есть. Хорошо бы то чудо было, если бы его можно было уничтожить огнем. Поэтому у моего древа появились два потока: воды и огня:
Несмотря на то, что жизнь зародилась благодаря воде, человеку стало жить существенно легче с тех пор, как он договорился с огнем. Поэтому огненный поток приходит за дверь жилого дома – в семейный очаг:
Огонь+Время
Огонь подогревает левую сторону древа, поэтому там весна переходит в лето:
Огонь+Время+Свет
Огонь продвигал цивилизацию: люди пересели с лошадей на поезда, а потом аэропланы для одного-двух пассажиров превратились в авиалайнеры:
Вода+Время+Тьма
Вода – это холод. Это осадки. Поэтому осень и зима подписываются водой: дожди и снега, всё поэтому.
Вода замерзая превращается в снег, а много снега – в снеговика, что является еще одним добрым символом для меня лично:
Здесь прогресс водного транспорта от лодочек до кораблей:
+Свет
Но люди все равно должны возвращаться домой, поэтому и в кромешной тьме есть место свету луны и звезд. Путеводную звезду не потерять:
Я была очень довольна тем, что получилось, потому что по итогу вышло даже богаче, чем просто клип для песни.
Технические моменты
Это было мое второе колье. Первым было про Венецию:
Ив этом колье, как и в предыдущем я повторила подвиг расшивши полного охвата от застежки до застежки:
Помимо вышивки здесь есть еще и плетение. Например, объем корней это не вышивка по объемной подложке, а именно плетение:
А еще ветви тут тоже с использованием плетения, потому что надо было развесить фурнитуру – мне не хотелось ее жестко нашивать или клеить:
К тому же мне хотелось, чтобы транспорт передвигался по дорогам. Теми самыми, которые "ведут из дома домой":
Материалов тут было задействовано очень много, и еще больше не прошло кастинг: неделю разбирала все материалы :)
Ну и сидит вся эта красота тоже очень неплохо:
На этих снимках у нас с рукодельницами возникло непонимание, но об этом я, возможно, расскажу в другой раз. Есть у меня желание написать на тему как это всё носить в реальной жизни. Можно ли вообще и если да, то с чем.
Что с конкурсом?
Работу взяли в финал!
Я как только закончила колье, была так счастлива, что финалу вообще не поверила – это было для меня уже слишком! Колье улетело от меня в Москву, где было встречено любящими руками:
Тут, конечно, вскрылся еще один частый недостаток моих работ. Я когда думаю о многих вещах одновременно, всего становится слишком много. Непонятно что главное и куда смотреть. Это не очень хорошо для украшения, честно говоря, но этот свой порок я пока не могу преодолеть.
Вот такая история. Надеюсь, было интересно :)