24 марта 1965 года родился основатель и лидер группы "Чёрный Обелиск" Анатолий Крупнов.
Анатолий Крупнов родился 24 марта 1965 года в Москве. Параллельно с учёбой в средней школе занимался лёгкой атлетикой и учился в музыкальной школе по классу скрипки. Самостоятельно научился играть на гитаре и участвовал в ансамбле "Сверчки" при Доме пионеров.
По окончании школы поступает в МАДИ, который, однако, не оканчивает, решая посвятить свою жизнь музыке. В это время Крупнов приступает к освоению бас-гитары, которая затем навсегда становится основным инструментом.
Тогда он слушал Deep Purple, Nazareth, AC/DC, Queen, Genesis, Yes, Jethro Tull и другие популярные рок-группы 1970-х годов, оказавшие заметное влияние на его ранние песни. Но самой любимой группой, как он говорил неоднократно, была Motorhead.
В конце 1984 года Анатолий Крупнов начинает играть в джаз-рок-группе "Проспект", в составе которой пишет свои первые авторские рок-композиции. Постепенно раскрывающиеся лидерские качества Анатолия приводят к тому, что на базе "Проспекта" он создает новый коллектив, ориентированный на набирающую моду тяжёлую музыкальную стилистику - группу "Чёрный Обелиск".
Собранный Крупновым в августе 1986 года на волне свободных перестроечных настроений в СССР и бума стиля хэви-метал "Чёрный Обелиск" сразу завоёвывает себе статус культового коллектива московской рок-сцены, благодаря впечатляющим, ярким, эмоциональным и концептуально-мистичным сценическим действам.
Возложив на себя функции басиста, вокалиста, основного композитора, аранжировщика и текстовика группы, Анатолий Крупнов интенсивно генерирует и воплощает творческие идеи. За два года существования "Чёрный Обелиск" под его руководством создает три концертные программы:
- "Апокалипсис" (1986)
- "Цветы зла" (1987) - цикл композиций на стихи Шарля Бодлера
- "Серый святой" (1988)
Каждый концерт "Чёрного Обелиска" хорошо срежиссированная театральная постановка.
Девиз группы того времени - "Борьба со злом".
На концертах Крупнов цитирует строчки из книги "Мастер и Маргарита" (начало песни "Абадонна"), играет на скрипке (вступление к песне "Фантастическая гравюра"). Сама сцена оформлена в мрачных, готичных тонах, барабаны покрыты паутиной, а перед ними находится огромный череп, в глазах которого вращаются лазеры-прожекторы. Группа активно использует световые и пиротехнические эффекты. Между песнями нет пауз, их пространство заполнено специальными звуками (бой часов, шум ветра, гомон толпы...). Весь концерт Анатолий Крупнов держит внимание аудитории на себе и за выступление произносит в зал лишь одну фразу, ставшую его фирменным кличем, перед последней заглавной композицией: «
- "Чёрный Обелиск приветствует своих болельщиков!".
В феврале 1988 года "Чёрный Обелиск" занимает второе место на фестивале "Металлопластика" в Свердловске, а в мае становится лауреатом конкурса "Звуковая дорожка". Тем не менее, летом 1988 года, на самом пике популярности, группа внезапно была Крупновым расформирована. Причины, которые он впоследствии называл в "Акулах пера":
- "Плотный гастрольный график и собственное пьянство".
От того периода "Чёрного Обелиска" сохранились различные концертные аудио- и видеозаписи, демонстрирующие особую атмосферу живых выступлений команды.
Единственной официальной студийной записью группы того времени является песня "Полночь", записанная в 1987 и вышедшая во Франции в 1989 году на сборнике виниловой пластинке "De Lenine A Lennon". На песню в 1987 году был смонтирован видеоклип, для фильма "Рок вокруг Кремля" ("Rock Around The Kremlin").
В августе 1988 года, после двух лет игры в основанном им же коллективе "Чёрный Обелиск", Анатолий Крупнов совершает неожиданный шаг: в одночасье переходит на контрактную работу в один из наиболее профессиональных советских тяжёлых составов - трио "Shah". Перед первым в СССР трэш-металлическим коллективом лежали громадные по тем временам перспективы - это зарубежные гастроли и запись альбома в Западной Германии. Свой первый концерт в составе "Shah" Крупнов играет 3 августа 1988 года на Малой спортивной арене Лужников, а затем отправляется с группой на гастроли в Венгрию.
Поскольку скоростная музыка "Shah" требовала принципиально иного запаса прочности, Анатолий Крупнов оставляет функции фронтмена и автора песен, перенаправляя свои лидерские амбиции в новое русло, более серьёзное освоение бас-гитары и оттачивание технического мастерства. Совмещая интенсивные репетиции с каждодневными многочасовыми занятиями на инструменте, Анатолий Крупнов в кратчайший период совершает серьёзный качественный скачок в игре. Всего за три месяца он поднимает свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень. В последствии Анатолий будет именоваться лучшим бас-гитаристом страны.
В ноябре 1988 года "Shah" отправляется в Мюнхен, на студию Red Line для записи своей дебютной пластинки. За неделю до поездки Крупнов ломает кисть и пальцы на правой руке, однако не отменяет своего участия в студийных сессиях и со сломанной рукой, превозмогая боль, записывает все бас-гитарные партии альбома. С 12 по 29 ноября 1988 года, живя в студии и работая по десять часов в сутки, "Shah" записывает альбом, получивший название "Beware".
В мае 1989 года лейблом "Atom H" пластинка "Beware" выпускается в продажу на европейский музыкальный рынок и собирает положительные рецензии в специализированной западной прессе. Например, журнал Metal Hammer поставил ей 5,3 балла. "Shah" подписывает контракт с немецкой компанией "Major Records International", группа проводит концертные телевизионные съемки в программе Mosh Special и промопоездки по Германии. Также снимается видеоклип на песню "Save The Human Race".
Вернувшись домой в СССР, "Shah" переходит в Центр Стаса Намина и начинает работу над вторым альбомом. В это время лидер коллектива Антон Гарсия начинает пробовать свои силы в иных музыкальных течениях и, переключившись на сольное творчество, откладывает в сторону металлические стремления, создав студийный арт-рок-проект "Anton Garcia Grand Orchestra". Летом 1990 года Анатолий Крупнов записывает партии баса для нескольких композиций этого проекта, который оставался неизданным вплоть до 2019 года, в 2019 диск под названием "Anton Garcia - Hopeles Time" увидел свет, после чего из-за общего концертного и студийного простоя в деятельности "Shah" принимает решение покинуть состав.
О своем уходе Крупнов заранее информирует участников группы, продолжая репетировать и ездить на гастроли, а найдя себе на замену молодого бас-гитариста Алексея Овчинникова, полностью разучивает с ним программу "Shah".
В августе 1990 года Анатолий Крупнов покидает "Shah", для того чтобы воссоздать свой коллектив "Чёрный Обелиск", в новой музыке которого реализует накопленные за два года сессионной игры в "Shah" музыкальные идеи и технические наработки. Первый концерт возрожденный "Чёрный Обелиск" играет на фестивале "Железный марш" 23 сентября 1990 года.
В 1990 году "Чёрный Обелиск" на своей репетиционной базе делает пробную запись трёх новых песен - это мини-альбом, распространявшийся под названием "Жизнь после смерти". Интересно, что частично идеи, задействованные Крупновым в новой музыке "Чёрного Обелиска", первоначально были музыкальными темами для второго альбома группы "Shah", например, припев песни "Стена" и композиция "We Got Enough".
Весной 1991 года выходит первый полноценный магнитофонный альбом "Чёрного Обелиска" - "Стена" - запись, на которой впервые в полной мере проявился и раскрылся бас-гитарный талант Анатолия Крупнова. Альбом отличают его яркая бас-гитарная игра и плотный звук, скоростные сольные бас-вставки, а также супер техничное басовое соло в заглавной композиции. Анатолий завоёвывает себе репутацию одного из лучших бас-гитаристов страны, занимая лидирующие места во всевозможных хит-парадах различных изданий
- "Московский комсомолец"
- "Железный марш"
На магнитоальбоме "Стена" был выдержан гармоничный баланс между старыми вещами группы, записанными в новых аранжировках, и новыми композициями, демонстрировавшими свежие музыкальные устремления Крупнова и его музыкальных сотоварищей. Первоначально "Стена" планировалась к изданию на пластинке, однако на виниле в результате вышли лишь две композиции:
- "Стена" и "Аве, Цезарь" - в 1992 году на двойном сборном альбоме "Monsters Of Rock USSR"
Альбом "Стена" 1991 года становится для "Чёрного Обелиска" и Анатолия Крупнова решающим прорывом, благодаря которому реформированный им коллектив сполна возвращает себе утраченные за период двухлетнего, с 1988 по 1990 года, бездействия позиции. Из статуса культовой андеграундной команды, которой являлся "Чёрный Обелиск" в 80-е годы, группа вырывается в первый эшелон лидеров отечественной хард’н’хэви сцены. Активная концертная деятельность, ротации на радио и телевидении, всё увеличивающаяся армия болельщиков.
Группа начинает сотрудничать с компанией Бориса Зосимова "BIZ Enterprises" и участвует в масштабных стадионных фестивалях "Монстры рока СССР". Снимаются видеоклипы на песни "Стена" и "We Gоt Enough".
Осенью 1991 года "Чёрный Обелиск" записывает англоязычную демо-ленту из восьми композиций под названием "One More Day". Запись была сделана по предложению компании "BIZ Enterprises" с целью демонстрации её западным продюсерам, и большого распространения в то время не получила, лишь две композиции в 1993 году были изданы на CD:
- "Monsters Of Rock USSR" - "City On Fire" и "Another Day"
Англоязычное демо было отправлено на Запад, но несмотря на проявленный некоторыми компаниями интерес, продолжения не последовало. И вот что сказал по этому поводу Крупнов:
- "Это не тот интерес, который мне нужен".
В мае 1992 года "Чёрный Обелиск" участвует в масштабном турне "Монстры рока по руинам Империи Зла" совместно с группой "Sepultura" и коллективами "Shah", "Мастер", "E.S.T." на разогреве. Во всех концертах турне "Чёрный Обелиск" работает хэдлайнером саппорт-составов.
Музыкальный материал демо "One More Day" послужил основой для русскоязычного альбома "Чёрного Обелиска" - "Ещё один день", вышедшего летом 1992 года. Семь песен этого альбома, одна из англоязычных композиций в него не вошла, демонстрировали новое, ставшее впоследствии фирменным, звучание команды. Музыкальная ткань значительно облегчилась, но вместе с тем стала ритмичнее и жёстче, аранжировки гораздо ярче и богаче, в каждой композиции риффовая перегруженная гитара сочеталась с аккордовой чистой, бас-гитара ещё больше выдвинулась на передний план, а в некоторых местах Крупнов играл слэпом, что в целом для тяжёлой музыки того времени было очень нестандартно.
Изменения коснулись и текстов песен. От готичного символизма практически не осталось и следа. На смену ему пришла жёсткая конкретика окружающей действительности. В целом настроение альбома как нельзя лучше характеризует термин самого Анатолия Крупнова:
- "Весёлая злость".
Русскоязычные версии композиций значительно отличались от первоначальных аранжировок "One More Day", а с точки зрения качества записи "Ещё один день" наиболее выдающийся отечественный рок-альбом того времени.
- "Классическая тяжёлая пластинка, один из главных дисков в истории русского хард’н’хэви…"
...так спустя много лет его охарактеризовало информационное агентство Интермедиа.
Эта запись стала первым альбомом "Чёрного Обелиска", выпущенным на виниловой пластинке. Осенью 1992 года в ДК Горбунова группа проводит презентацию альбома "Ещё один день". Дата концерта 13 ноября выпадала на пятницу, и недолго думая, его так и назвали "Пятница 13".
В 1992 году снимаются видеоклипы на песни "Дорога в никуда", "Убей их всех", "День прошёл, а ты все жив". А на фестивале Zarraza производится видеосъемка на композицию "Серый святой" с предыдущего альбома "Стена".
В начале 1993 года "Чёрный Обелиск" засаживается в студию "BIZ Enterprises" и в период с 17 января по 7 февраля делает пробную запись очередного материала. Данная демо-лента, получившая название "96% + 415", содержала восемь новых вещей. Параллельно "Чёрный Обелиск" ведёт достаточно активную гастрольную деятельность и среди прочего принимает участие в двух больших концертах - играет на разогреве у немецкой металлической группы "Accept" 10 мая, и довольно известной рок-группы "Faith No More" 14 июня.
Несмотря на все предыдущие достижения и найденный новый оригинальный саунд "Чёрного Обелиска", Крупнов решает не останавливаться в своих музыкальных исканиях. Осенью 1993 года он присоединяется к проекту Гарика Сукачёва, получившему позже название "Неприкасаемые". Этот коллектив, первоначально собранный лишь для трёх концертов в Калининграде, запись с которых была выпущена на CD в 1995 под названием "Между водой и огнём", получил в итоге мощное развитие, в немалой степени благодаря сильному промоушену и звёздному составу, собранному Сукачёвым.
Отодвинув деятельность "Чёрного Обелиска" на второй план, Анатолий Крупнов переключается на активную работу с "Неприкасаемыми", с которыми в итоге записывает два ставших классическими альбома:
- "Брел, брел, брел" (1994)
- "Неприкасаемые, часть 2" (1995)
Сотрудничество Крупнова с "Неприкасаемыми" продлилось до второй половины 1996 года.
В мае 1994 года, после долгого перерыва "Чёрный Обелиск" засаживается в студию и приступает одновременно к записи сразу двух альбомов, которые в результате издаются на CD.
Первый диск представлял собой ремейк магнитоальбома "Стена" 1991 года. Но перезаписанный на нём материал был представлен в другом трек-листе и в новых, значительно отличающихся от исходных, аранжировках.
Второй диск "Я остаюсь" содержал новые композиции. В основу альбома легли семь доработанных вещей с демо-ленты "96% + 415", к которым было добавлено пять новых песен. Этот диск, самая неоднозначная и разношёрстная студийная работа "Чёрного Обелиска", характеризующаяся неровностью представленного на нём материала и отсутствием единой концепции. Наряду с серьёзными текстовыми и музыкальными идеями на альбоме присутствуют и стёбовые, ранее несвойственные для коллектива вещи:
- Про любовь
- Алкарель
- Девятая песня
В то же время диск содержит и ряд очень сильных композиций:
- Я остаюсь
- Седьмая песня
- 96% + 415
- Дом жёлтого сна (часть 2)
Бас-гитарная игра Анатолия Крупнова на альбоме "Я остаюсь" тоже видоизменилась и приобрела новые оттенки, она стала более мелодичной, чаще ориентированной не на жёсткую риффовую гитарную структуру, а на более свободное обыгрывание аккордовых последовательностей. Исчезли скоростные запилы, и ещё большее внимание Крупнов стал уделять слэповой технике.
Одновременно с выходом альбомов "Стена" и "Я остаюсь" осенью 1994 года на CD переиздается пластинка "Ещё один день", а на кассетах выпускается двойной ретроспективный альбом концертных записей "Чёрного Обелиска"
- "Память о прошлом".
Снимаются видеоклипы на композиции "Пятая песня" и "Дом жёлтого сна (версия 2)" - ради съёмок в котором Анатолий Крупнов состригает свои длинные волосы под ноль.
В 1994 году у Анатолия Крупнова зарождается идея создания акустического сольного альбома вне рамок музыкальной стилистики "Чёрного Обелиска". Проект получает рабочее название "Крупский и компания" и приступает к репетициям нового материала. Весной 1995 года производится студийная запись, однако Крупнов остается недоволен качеством музыкальной реализации и принимает решение отложить работу в сторону, идею сольного альбома он воплотит позже с другими музыкантами в проекте под названием "Крупский сотоварищи".
В 1995 году, параллельно с работой над проектом "Крупский и компания", "Чёрный Обелиск" перезаписывает семь своих ранних периода 1986-1988 годов композиций. Идея этого студийного проекта заключалась в том, чтобы к 10-ти летию группы перезаписать старые песни, до того существовавшие лишь в виде концертных вариантов, в максимально приближенном к оригиналу виде, но с хорошим звуком. Изменения в аранжировках были принципиально минимальными. Данный альбом, названный просто "1986-1988", был издан в 1995 году на компакт-кассетах.
Осенью 1993 года Анатолий работает с группой "ДДТ" над песнями для альбома "Это всё…". Он получает предложение стать бас-гитаристом и аранжировщиком "ДДТ", приезжает на репетиции в Санкт-Петербург и делает аранжировки четырёх песен:
- Духи
- Белая река
- Глазища
- Российское танго
Однако в итоге Крупнов принимает решение остаться в Москве, уделяя внимание своим собственным проектам.
В декабре 1996 года "Чёрный Обелиск" в составе трио приступает к записи нового альбома, одним из рабочих названий которого был "Три товарища", отсыл к любимому Э.М. Ремарку.
Однако 27 февраля 1997 года на музыкальной студии "Турне" Анатолий Крупнов скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Пресса пыталась поднять шум о том, что причиной смерти стало увлечение наркотиками и, как следствие, передозировка. Но результаты судмедэкспертизы однозначно показали, что сердце музыканта остановилось, не выдержав перегрузок. Он не дожил меньше месяца до своего 32-летия.
Последней видеосъемкой Крупского и "Чёрного Обелиска" стало выступление 24 февраля 1997 года в телепередаче "Добрый вечер с Игорем Угольниковым", посвящённой проекту "Странные скачки" памяти Владимира Семёновича Высоцкого, где группа исполнила песню "Про то, что случилось в Африке" ("Жираф").
Последнее телеинтервью Крупнова - телепередача канала ТВ-6 "Акулы пера", записанная 9 февраля 1997 года и вышедшая в эфир уже после его смерти.
Официальное сообщество в интернете "Анатолий Крупнов. Я остаюсь!": https://vk.com/godkrupnova
Официальная страница на Yuotube музыканта Анатолия Крупнова: https://www.youtube.com/c/АнатолийКрупновЯОстаюсь
Официальный сайт музыканта Анатолия Крупнова: https://krupnov.net
#АнатолийКрупнов #Крупнов #АКрупнов #ЯОстаюсь #АнатолийКупновЯОстаюсь #КрупновЯОстаюсь #ЧерныйОбелиск #BlackObelisk #ЧО #ЧёрныйОбелиск #КрупскийИКомпания #КрупскийСотоварищи #Shah #ГарикСукачёв #Неприкасаемые #ДДТ