Вот вам три ситуации из работы дизайнеров в ИТ-компании. Они непростые. Посмотрите, сможете ли вы их разгрызть.
Ещё больше полезных и интересных материалов на нашем сайте: https://le.kinzhal.media/bzpc8
Ситуация первая: продажный огурец
Вере 24 года, она два года работает графическим дизайнером. Сейчас она трудится в компании, которая продаёт наборы впечатлений — подборки купонов и пригласительных на разные активности в городе.
Графдизайн — это рисование фирменных стилей и логотипов; работа со шрифтом, текстурой и композицией; всякие буклеты, вкладыши, брошюры, этикетки и упаковка. В компании Вера занимается оформлением коробок, пригласительных, карточек и по совместительству сайтом.
Недавно в компании сменился директор по продукту. Первой инициативой нового директора стал запуск сезонного набора, темой которого выбрали свежесть, прохладу, воду и огурцы. Задание для Веры — нарисовать паттерн «Свежий огурец», который будет использован внутри коробок и на сайте.
Вот четыре варианта, как может поступить Вера:
Нарисовать несколько вариантов. Вера потратила дополнительное время, сделала много работы, большую часть которой новый руководитель отклонил. А то, что не отклонил, всё равно дорабатывать.
Нарисовала идеальный вариант. Вера нарисовала «тот самый» продающий огурцовый паттерн и смогла уверенно аргументировать руководителю, что это лучшее в рамках текущего стиля компания. На что руководитель ответил, что весь стиль устарел и всё нужно переосмысливать. Теперь у Веры дополнительная задача по переосмыслению всего стиля. Но может, и к лучшему.
Заставила заказчика собирать референсы. Так как заказчик не компетентен в графических стилях, он принёс какую-то ерунду. И Вера с ним за ручку потом выбирала правильные картинки. Правда, в итоге всё выбрали и Вера всё нормально нарисовала. Просто потратила время.
Собрала референсы и провела встречу. В этом варианте мультивселенной Вера потратила время на изучение мирового огуречного опыта и пришла на встречу подготовленной. И когда заказчик предъявил, что нужно менять стиль, Вера предъявила ему весь свежий графический арсенал: «Вот так про огурцы думают у Луи Витона, вот так это сделано у Гуччи, вот так это сейчас модно в интернете, а вообще тренд идёт вот сюда». В итоге руководитель доверился Вере, а она сделала классный продающий огуречный паттерн.
Отсюда первый дизайнерский урок:
Ты можешь нарисовать лучшую в мире картинку, но какой в этом смысл, если она не соответствует ожиданиям заказчика?
Ситуация вторая: юристы хотят масло масляное
Саша, 25 лет, работает UX/UI-дизайнером в продуктовом отделе крупной ИТ-компании. Для простоты представьте, что это сервис доставки еды или продуктов.
UX-дизайнер — это тот, кто занимается интерфейсом и пользовательским опытом: от того, как выглядят кнопки на экране, до того, какие вообще экраны человек видит, и как вообще устроен путь пользователя от первого знакомства с приложением до первой сотни заказов. Тут много аналитической и изобретательской работы.
В новом релизе сервиса добавится доставка новой категории скоропортящихся товаров — предположим, свежей рыбы. Саша уже предупредила пользователей на одном из экранов, что рыба свежая и, если её быстро не пожарить, она может испортиться.
Тут приходят юристы и говорят: «Нам необходимо поставить на экран перед заказом вот такой юридический дисклеймер о том, что мы снимаем с себя ответственность…» — и дальше длинный текст, который Саша только что объяснила простыми словами.
Вот что говорит нам мультивселенная дизайнеров:
Прогнать юристов — не вариант. Руководитель помнит, как из-за недокрученной публичной оферты компания недавно попала на 10 млн рублей. «Я понимаю, что вы за красоту и удобство, но юристы защищают нас от очень серьёзных проблем». Придётся искать другой выход.
Убедить юристов можно, но сложно. Дело в том, что в их тексте есть специальные формулировки из закона, которые делают этот текст максимально безопасным. «А ваша вольная интерпретация закона может быть неверно воспринята судом». В итоге получится договориться на компромиссный вариант: не совсем полотно текста, но и не элегантная аккуратная надпись. Ни вашим ни нашим.
Поставить текст, как просят юристы. В принципе, ничего криминального — в мире полно плохо сделанного дизайна. Сначала люди повозмущались из-за нововведения, а потом привыкли пропускать экран с дисклеймером, и все живут дальше. Но от приложения теперь пахнет если не дохлой рыбой, то плесенью.
Найти способ припрятать текст — это высшее дизайнерское кунг-фу. Если покопаться в популярных приложениях, там будут десятки таких милых закуточков, где юристы наколдовали защитных заклинаний, а дизайнеры написали их серым по белому, чтобы никто не заметил.
Отсюда второй дизайнерский урок:
Ты должен быть хитрым, как лис, и дипломатичным, как бодрый кабанчик.
Ситуация третья: самый продающий красный
Дарине 30 лет, пять из которых она работает веб-дизайнером в агентстве. Это совмещение графики и интерфейса: нужно понимать, как люди читают сайты, как взаимодействуют с контентом на экране, что им нравится и не нравится; что при этом умеют браузеры.
Очередной проект — специализированный маркетплейс по косметике и средствам по уходу, аудитория — и мужчины, и женщины. Нужно сделать дизайн, чтобы пользователям было удобно и они много покупали. Проект идёт четыре месяца. Уже нарисована главная страница, отрисовано более 40 внутренних экранов. Работы ещё примерно столько же.
Со стороны клиента в чат проекта заходит новый человек — назовём его Дмитрий. Дмитрий сообщает, что предыдущий продакт-оунер сейчас переходит на другой проект, поэтому Дмитрий приглашает команду агентства познакомиться. На встрече Дарина показывает уже сделанную работу, на что Дмитрий говорит:
— С момента, как мы начали делать проект, у нас немного изменилась концепция продукта. Теперь мы ориентируемся только на женщин, поэтому дизайн нужно немного переделать, чтобы он стал более женским. И ещё: как-то всё не продающе выглядит, сделайте красный более продающим.
Вот что говорит нам путешествие по мультивселенной:
Если отказаться переделывать, сославшись на ТЗ, клиент будет крайне раздосадован и будет чинить юридические препятствия продолжению работы: не будет подписывать акты и подключит юристов для расторжения договора. Проджект-менеджер агентства знает об этом и отговорил дизайнера Дарину идти по этому пути.
Убедить клиента снять замечания можно, но для этого Дарина потратила несколько часов на созвонах и встречах. Они ходили по макету, и Дарина прямо показывала клиенту, что тут и зачем сделано, почему такой дизайн и почему красный именно такой, а не «более продающий». Также она убедила клиента, что их красный — самый продающий.
Взять дополнительное время можно, и клиент даже будет готов доплатить. Проблема только в том, что дополнительно взять получилось только месяц, а работы там было на три месяца. Поэтому всё равно все сидели в аврале и работали без выходных. Много старой работы пришлось выбросить.
Просто работать с удвоенной силой не получится, потому что клиенту не будут нравиться новые варианты дизайна. Красный всё ещё недостаточно продающий, а дизайн недостаточно женский. Рано или поздно придётся пойти разбираться, что клиент имел в виду, и выяснится, что он сам толком не знает. Нужно было разобраться в этом давным-давно.
Отсюда третий дизайнерский урок:
Подписывай подробный договор,
по каждому этапу подписывай акты
и никогда не верь заказчику на слово.
Дизайн — это не только картинки
Нет сомнений, что в дизайне важна красота, удобство, тренды, стиль и вот эти все красивые штуки.
Но ещё важна голова на плечах; характер и ум; жизненный опыт и умение общаться с людьми. Без этого ты просто Figma с голосовым управлением.
Поэтому лучшие дизайнеры — не обязательно те, кто окончил художественную школу и рисует лучше всех. Часто это люди, которые пожили, поработали, научились общаться с людьми и вести переговоры — и потом научились дизайну.