Найти тему

Антимонопольная не даст «Почте России» взять маркетплейсы в оборот

Весной этого года оператор предложил взимать 0,5% от оборота площадок онлайн– торговли

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала маркетплейсы в противостоянии с «почтовым сбором», навязанным «Почтой России». Об этом написали «Известия», сославшись на Минцифры и письмо авторам инициативы.

История вопроса:

Весной «Почта России» предложила взимать 0,5% от оборота площадок онлайн-торговли. В Минцифры посчитали, что это позволит доставлять товары маркетплейсов в места, где отсутствуют пункты выдачи.

ФАС полагает, что такой сбор принесет «почтальонам» более 20 млрд рублей, но повысит цены на продукцию и считает неприемлемым поддержать предложение «Почты России» о признании компании на законодательном уровне федеральным гарантирующим поставщиком товаров электронной коммерции и перечислении ей 0,5% от квартального оборота маркетплейсов.

Это приведет к ограничению конкуренции на рынке, снижению доступности дистанционно заказываемых товаров для покупателей и росту цен на них, а ответственность, которую «Почта» требует ввести для продавцов, которые не желают оплачивать сбор в ее пользу, избыточна, говорится в письме ФАС. В нем также отмечается, что «по оценкам за 2021 год, доля АО «Почты России» в сегменте доставки товаров с маркетплейсов относительно невысока – около 10%».

Если интернет-продавец не внесет компании инфраструктурный платеж или сделает это в неполном объеме, то он должен будет заплатить пени, выплатить административный штраф, а Роскомнадзор – ограничить доступ к его сайту, цитирует ФАС предложение «Почты России». Но тройная ответственность за одно правонарушение противоречит законодательству, к тому же блокировка сайта оператора электронной коммерции – несоразмерная ему санкция, отметили в антимонопольном ведомстве.

По данным ФАС, в 2022-м выручка «Почты России» составила 208 млрд рублей против 217 млрд рублей годом ранее. Снижение в ведомстве объясняют уменьшением международного товарооборота. При этом рост расходов компании составил 20 млрд рублей, из которых 10 млрд пошли на покрытие зарплат персонала.

В апреле глава Минцифры Максут Шадаев упомянул о возможности создания специального фонда, средства в который будут вносить интернет-ритейлеры. Они могли бы пойти на компенсацию «Почте России» социально значимых услуг в отдаленных районах.

Минцифра признала инициативу важной для обеспечения доставки товаров в удаленных населенных пунктах, где у e-commerce компаний нет своей логистики.

– Сейчас около 25 млн жителей страны остаются неохваченными рынком электронной коммерции. Пока предложения «Почты» находится на стадии обсуждения, Минцифры получило отзыв со стороны ФАС, – сообщили в пресс-службе ведомства.

В пресс-службе Ozon отдают отчет в том, что «Почта России» очень мощный оператор доставки, который повышает качество жизни людей даже в самых удаленных регионах, но и другие маркетплейсы инвестируют миллиарды рублей в развитие своей логистической инфраструктуры, помогая людям получить доступ более чем к 100 млн товаров по доступным ценам.

– Введение оборотного платежа для маркетплейсов приведет к вынужденному подорожанию услуг для предпринимателей, которые, в свою очередь, перенесут издержки на потребителей. Это скажется на цене всех категорий товаров, продаваемых онлайн, в том числе высокого спроса и первой необходимости. Убытки «Почты России» фактически будут скомпенсированы из кармана потребителя, – отметили в пресс-службе Wildberries.

Новое обременение для участников рынка электронной торговли не может рассматриваться в качестве меры поддержки, считает председатель Союза электронной торговли Георгий Волков.

Введение такого инфраструктурного платежа может ухудшить ситуацию на рынке интернет-торговли и усложнить работу для малого бизнеса и ИП, вынуждая их повышать цены на товар, полагает депутат Госдумы, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия – Патриоты-За правду» Дмитрий Гусев.

– Инициатива «Почты России» вызывает недоумение, поскольку не только нарушает сложившуюся в отрасли конкурентную среду, но и в конечном счете может стать губительной для российского бизнеса интернет– торговли. Пострадают и потребители, так как этот сбор может рассматриваться как косвенный и для них, – рассуждает председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов утверждает, что инициатива может стать прецедентом для решения подобных проблем в других отраслях. Учитывая, что рынок электронной коммерции находится в стадии инвестиций, подобный сбор сделал бы возврат этих инвестиций еще более отдаленным, если вообще возможным.

«Почта России» поставляет заказы с маркетплейсов в удаленные населенные пункты: увеличение этого потока требует инвестиций в инфраструктуру, чтобы справляться с ним, сохраняя приемлемые сроки доставки, но механизмы поддержки компании должны быть прозрачны и понятны рынку, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

Напомним, весной 2023 года «Почта России» предложила обложить «оборотным налогом» участников рынка e-commerce. Те, у кого ежегодная выручка достигает 1 млрд рублей и более, по мнению «Почты России» должны будут отчислять инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Собранные средства планируется направлять на поддержку убыточных отделений почтового оператора. LR