Один из самых распространенных инструментов для увеличения трафика в ресторанной сфере — это агрегаторы. С одной стороны, это дань техническому прогрессу — если ресторан не представлен в агрегаторе, он получает значительно меньше заказов. С другой — рестораторы должны платить агрегатору комиссию.
Можно ли сохранить трафик, не прибегая к помощи агрегаторов, и стоит ли вообще браться за самостоятельное продвижение и организацию доставки? Давайте разбираться.
Функции агрегаторов на ресторанном рынке
В первую очередь, агрегаторы дают ресторанам пиар — пользователь ищет, где заказать еду, заходит в привычный агрегатор и ищет блюдо. При этом он не обязательно выбирает знакомые заведения — увидев новое место или выгодное предложение, он будет готов его выбрать. Если блюдо понравится, пользователь расскажет об этом друзьям, будет заказывать снова, а может, и посещать заведение вживую.
К тому же, доставка всегда приносила значительную часть прибыли.
К примеру, согласно данным крупнейшего исследовательского холдинга Romir, 70% людей регулярно заказывают еду на дом, особенно это востребовано в крупных городах.
Роль доставки возросла во время пандемии и предпосылок к ее снижению нет. Отказываться от опции доставки — значит сознательно сократить свою прибыль.
Агрегаторы позволяют максимально быстро организовать доставку и заодно пиарят бренд. Если самостоятельно разрабатывать сервис доставки, организовывать службу приема заказов, вкладываться в маркетинг, это выльется в значительные денежные и временные траты. Такое могут позволить себе только крупные бренды — «Тануки», «Додо Пицца», «Якитория». При этом они все равно сотрудничают с агрегаторами, хоть и не так активно.
Менее крупные компании вынуждены работать с агрегаторами, хотя и не всегда довольны условиями. Комиссия российских агрегаторов довольно высока, выше, чем в США и Европе. Но все равно это выгоднее, чем разрабатывать собственные сервисы с нуля.
Новый подход к доставке, развитие франшизы и мобильного приложения
Есть ли альтернативы?
За последний год закупочные цены на продукты значительно повысились и снижаться не собираются. Если для крупных брендов это не играет особого значения, небольшие рестораны могут столкнуться с проблемой: придется или постоянно повышать цены, рискуя отпугнуть клиентов, или найти, на чем можно сэкономить. И одним из очевидных вариантов становится отказ от сотрудничества с агрегаторами.
Еще одна ситуация, за которой напряженно следят рестораторы — поглощение Delivery Club «Яндексом». То есть сейчас на российском рынке есть только один крупный агрегатор, который может диктовать свои условия.
К чему это приведет — неизвестно. Пока каких-то глобальных изменений «Яндекс» не анонсировал, но известно, что некоторые крупные сети уже получили информацию о повышении комиссии в 2024 году.
Варианта два — или быть верным «Яндексу» и мириться со всеми условиями, которые он будет выставлять, или искать альтернативные решения. Например, крупные сети уже берут во внимание локальные агрегаторы и пробуют хайринг — своеобразный «лизинг» курьеров для конкретной компании или ресторана.
Агрегаторы в России и за рубежом
В США и Европе сотрудничество с агрегаторами более выгодно, чем в России — комиссии там гораздо ниже.
Например, комиссия российских агрегаторов может составлять до 35%, а комиссия популярной американской службы доставки DoorDash — максимум 14,15%. Все дело в развитой конкуренции — в Европе и США на рынке действуют минимум 3-4 крупных игрока, также успешно работают и локальные агрегаторы.
Каждый сервис предлагает свои бенефиты — где-то развита система бонусов, кто-то предоставляет выгодную подписку или лучше работает в определенных районах.
Также за рубежом широко используется специальное ПО, которое помогает ресторанам быстро подключиться ко всем агрегаторам или разработать собственное решение для организации доставки. Сюда можно отнести Onfleet, Upper, Tookan и др. Из-за санкций в России воспользоваться этим софтом не получится, а возможности отечественного ПО ограничены.
В целом весь доступный в РФ софт для ресторанов можно разделить на три типа:
- Системы для автоматизации: iiko, r_keeper
Системы автоматизации ресторана: обзор компаний и комментарии экспертов
Они помогают управлять рестораном в целом: автоматизируют бизнес-процессы, учитывают и хранят данные, а также в них есть модули для работы с доставкой. Но технологии используются довольно громоздкие, устаревшие, неудобные и для курьеров, и для самих клиентов.
- Платформы для создания сайта или мобильного приложения
Таких платформ довольно много, от простейшей «Тильды» до более сложных систем, где потребуется знание верстки и дизайна. Но все эти сервисы помогают лишь создать интерфейс, а самой организацией доставки придется заниматься самостоятельно.
- Инструменты для автоматизации доставки: «Смартомато», Broniboy
Эти сервисы берут на себя техническую сторону процесса доставки: прием и распределение заказов, предоставление и контроль курьеров, аналитику.
Агрегаторы vs собственные разработки — что выгоднее?
Можно сразу сказать, что резкий отказ от агрегаторов приведет к значительной потере выручки — представьте, сколько средств и времени вы потратите на организацию собственной службы доставки и маркетинг. А если собственная доставка не станет приносить прибыли, или вы решите от нее отказаться, то эти деньги и время не вернуть. Поэтому, на мой взгляд, нужно думать не о полном отделении, а о том, как наиболее эффективно построить работу с агрегаторами.
Чтобы прийти к собственной доставке, нужно параллельно продумать программу стимуляции для клиентов, чтобы они чаще заказывали еду напрямую. Для технической реализации оптимальнее воспользоваться уже готовыми решениями, а самому заняться маркетингом и привлечением клиентов.
Если вы решите отказаться от доставки, то ничего не потеряете.
При этом я не советую полностью прекращать работу с агрегаторами — они поставляют вам новых клиентов, которых потом можно перевести на собственное приложение. Отказываться от агрегаторов имеет смысл только раскрученным брендам с большим количеством заказов.
Внимание! Узнать больше о новых возможностях доставки и других трендах в ресторанной индустрии вы можете на Всероссийской выставке Resto Expo! Регистрация уже началась. Для рестораторов и шефов вход свободный! Жмите на кнопку «Зарегистрироваться»
По моему мнению, идеальная модель — это сотрудничество с несколькими партнерами, каждый из которых удовлетворяет свой запрос. Например, у кого-то может быть ниже комиссия, а у кого-то — богатые рекламные возможности и т.д. Если у ресторана будет только один партнер, это автоматически поставит его в слабую позицию: именно агрегатор будет диктовать условия сотрудничества, с которыми придется соглашаться. Работа с несколькими партнерами позволит комфортно развиваться, не проседать в доходах и отказываться от условий, которые ставят ресторан в невыгодное положение.
Читайте больше статей на странице эксперта Александра Авдеева
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читать полностью в источнике: https://horeca.estate/mneniya-ekspertov/1773-rol-agregatorov-v-restorannom-biznese-neobkhodimost-ili-lishnie-traty