Здравствуй, дорогой читатель! Госдума тут между делом приняла сразу в двух чтениях закон о цифровом рубле. Сразу несколько публикаций на этой неделе на мой взгляд несут излишне панический характер. Давайте попробуем разобраться.
Итак, цифровой рубль это вариант российской валюты. Стоит он столько же, расчеты им будут осуществляться при наличии технической возможности, по аналогии с "обычным" безналичным рублем.
Самое главное его отличие — это "подпись" на каждой электронной "банкноте". Это достигается благодаря блокчейну. Эта технология пропала из информационного поля, активно не обсуждается, но вполне себе применяется в некоторых сферах бизнеса.
Учет цифровых рублей будет организован на счетах ЦБ, называемых "кошельками". Видимо, предполагается, что кошельки будут именными, то есть, с привязкой к конкретному человеку, как счет в банке. Оперировать средствами на этом кошельке пользователь сможет через банк, как обычно.
Нагнетатели паники по этому поводу говорят об опасности отмены наличности и переводу всех на платежи в рублях с последующим установлением "цифрового концлагеря".
В материалах, которые я изучил, в этой цепочке несколько теряются звенья перехода от обычной жизни к этому самому "цифровому концлагеру". Авторам представляются какие-то мрачные картинки в стиле киберпанка: разделение людей по разным уровням потребления, доступ к услугам разного качества.
На самом деле такую схему можно организовать и на текущей инфраструктуре, чем занимается Китай со своим экспериментальным социальным рейтингом.
По поводу отмены наличных переживают явно жители мегаполисов, которые редко отъезжают дальше десятка километров от них. Многие торговые точки все еще активно используют "наличку", отходить от нее будет крайне сложно в регионах с плохим покрытием интернета, без которого сложно проводить транзакции.
Что реально осложнит отмена наличных, так это выдачу "серой" зарплаты, а также дачу разнообразных взяток. Но почему-то акцент делается не на этом, а на разного рода "пугалках". Интересно, почему? Как думаете? Напишите в комментариях))
Но такая контролируемость цифрового рубля является и плюсом: при необходимости обеспечивать целевое финансирование государственных проектов, можно будет легко отследить каждый выделенный рубль. Если бы такая система работала в реальности, то Чубайс вряд ли бы согласился руководить "Роснано".
А банки в конце нулевых не направляли бы госпомощь на валютные спекуляции.
Куда большие опасения вызывает всеобщая цифровизация, объявленная Путиным. С одной стороны, это действительно может стать прорывным проектом, а с другой — навредить, передав некоторые государственные функции частным компаниям. Если государство не сделает все правильно, конечно.
Так что, новые технологии — не более, чем инструмент, и относиться к ним надо спокойно и с пониманием.
Не следует их бояться, равно как и с восторгом тащить в свою жизнь новое, просто потому, что оно есть.
И уж точно не надо слушать паникеров.