20 июля мир отметил Международный день торта
Лениво щёлкая по многочисленным кнопкам телевизионного пульта, застыла на программе «Кондитер. Дети» (12+) телеканала «Пятница»: потому что в этот момент на экране симпатичная активная девчушка отчитывалась перед ведущим проекта, кулинаром-кондитером, заслужившим славу в России и далеко за её пределами, Ренатом Агзамовым: «Меня зовут Берсенёва Варвара, мне 14 лет, я из города Магнитогорска». И представила на суд Рената Лимаровича и его соведущих – тоже профессионалов высочайшего класса – шедевр собственного производства.
Это был в прямом смысле космический торт, на вершине которого красовалась ракета: как объяснила Варвара, одна из любимых её тем для изучения – космос. Нестрогий, но профессионально-принципиальный Ренат Агзамов, попробовав творение девочки, не стал лукавить – вынес строгий вердикт, указав на недостатки. Но при этом отметил, что торт-таки шикарен, и пропустил Варвару в финал. Как вы понимаете, ровно час я, не дыша, наблюдала за шоу. Особенно если учесть, что семья Берсенёвых «Магнитогорскому металлу» уже знакома: мама Вари Юлия в марте стала «Жемчужиной-2023», и её фото с мужем Алексеем, Варварой и младшим сыном Прохором красовалось в нашей газете. Теперь главной героиней стала дочка – да прославилась не просто в рамках города, а на всю страну.
Варе было около пяти лет, когда она решила сделать маме приятное – накормить собственноручно приготовленным яйцом, которое поместила в микроволновую печь. Как и следовало ожидать, яйцо взорвалось, стены микроволновки пришлось долго оттирать от образовавшейся «прелести», мама была в шоке – но дочку в её стремлениях она поддержала.
– Мы всегда поддерживаем детей, особенно тонко ведём себя с Варей, потому что она девочка с характером, – рассказывает Юлия. – Запрещать ей нельзя – она всё равно сделает так, как считает нужным. Поэтому – только поддерживать и тонко направлять, корректировать и давать советы. А вот здесь не лукавим: если что-то не нравится – в той же кулинарии, – говорим прямо, она принимает к сведению и исправляет. И вообще, она очень самокритичная девочка.
В семь лет она уже готовила идеальные панкейки и блинчики.
А сегодня ей доступен практически весь ассортимент блюд, будь то изысканное горячее или сладкая выпечка. Пожалуй, единственное, что пока не поддаётся Варвариному мастерству, – эклеры. Смеётся на мой намёк на первый эксперимент в пять лет: «Получается яйцеподобное блюдо!» Тортами же увлеклась четыре года назад. Да так преуспела, что, являясь постоянной зрительницей телешоу «Кондитер» (12+), а затем и «Кондитер. Дети» (12+), подумала: «А почему бы и не… да?»
– Заявку на кастинг подала в августе прошлого года, долго ждала ответ, то надеясь на положительное решение, то не веря в него, – улыбается уже восьмиклассница 56-й школы Варвара Берсенёва. – В марте – через пару недель, как мама надела корону «Жемчужины», пришло подтверждение: я приглашена на шоу. С тревогой и волнением начала готовиться: выбирала начинку, крем для покрытия торта, чтобы он был не только вкусным, но и в целости «доехал» до Москвы.
По правилам программы явиться на съёмки в Москву участники шоу должны с домашней заготовкой – тортом, который представляют на суд жюри, это и есть первый этап, дающий – или не дающий, если изделие не удалось, – выход в финал. Варвара приготовила шоколадный торт с вишней: шоколадный шифоновый бисквит, шоколадный крем-ганаж и вишнёвый мусс со сливками. Это было потрясающе вкусно. Откуда я это знаю? Потому что именно таким тортом – практически близнецом приготовленного для Рената Агзамова – Варвара встретила нас, когда приехали к ней на интервью. А торт для съёмок, упакованный в несколько коробок, обёрнутый целлофановой плёнкой, уложенный в сумку-холодильник и обложенный замороженными аккумуляторами, она бережно занесла в аэропорт, предполагая не выпускать из рук. Разумеется, его не пропустили – по размерам торт не умещался в ручную кладь – и предложили сдать в багаж. Варвара – в слёзы, Юлия, сопровождающая дочь в столицу, – объясняться… В итоге представитель авиакомпании, выслушав девочку, вошла в положение и лично сопроводила Берсенёвых в самолёт. Маме с дочкой повезло – место рядом было свободным, и торт «сидел» в отдельном кресле. До столичной гостиницы добрались к полуночи, а уже в шесть тридцать утра их ждали в съёмочном павильоне.
Строгий пропускной контроль, десять конкурентов и 14 часов съёмочного дня, в течение которых снимают как презентацию домашней заготовки, так и финал шоу – здесь уже ребята готовили непосредственно на камеру. Точнее, на камеры – их было столько, что Варвара поразилась: утыкан «видеоглазками» был чуть ли каждый свободный сантиметр. Долгие съёмки того, что в эфире занимает всего пару минут, усталость и приятельские отношения с конкурентами, пребывание родителей в полной неизвестности в отдельном помещении, куда дети пару раз пришли в свободные минуты, чтобы их покормили… Спрашиваю Юлию: ладно, Варвара была занята – но вы-то что делали эти 14 часов? Она вздыхает:
– Ходила по коридору, волновалась, созванивалась с мужем и от неизвестности, что происходит в павильоне, впадала то в истерический смех, то в слёзы. То же было с родителями других участников – мы даже подружились и, как могли, поддерживали друг друга. Потом вижу – Варвара выходит из павильона: «Мама, я прошла в суперфинал!» – и от гордости внутри распирающее чувство (улыбается).
Шестерым финалистам из десятерых участников телепроекта предстояло удивить жюри приготовленными прямо перед камерами тортами
Причём не абы какими, а копиями произведения Рената Агзамова. В этот раз темой стала сказка «По щучьему велению» (6+) – и я застыла перед экраном от волнения: многоярусный торт, на вершине которого сидит на печи великолепно слепленный Емеля, словно сфотографированный, а не вылепленный вручную, а перед ним – щука в ведре. Как это можно повторить детям?! Но дети выглядят спокойными. Хотя, как рассказывает Варя, спокойствие это – лишь видимость.
– Посмотрела – и обмерла: как можно вообще повторить такой шедевр?! – вспоминает Варя. – Набрав ингредиенты, приступила к заданию, причём вместо задуманного шоколадного бисквита решила сделать ванильный, который готовлю гораздо реже, а потому меньше в нём уверена – но начинку задумала клубничную и крем-чиз, а к ним больше подходит именно он. Конечно, волновалась – но помогали диалоги с соучастниками, с которыми подружились и активно общались, помогали друг другу. И очень поддержал сам Ренат Агзамов: в эфире он выглядит строгим, но на самом деле очень добрый, во время съёмок поддерживал: «Соберитесь, у вас всё получится!» и даже давал советы: «Что не получается? Давай, сделай новый бисквит, ты ещё можешь успеть».
Несмотря на поддержку мастера, двое из шестерых финалистов выбыли по собственному желанию – два Григория, решивших, что бисквит у них не получился. Оставшиеся ребята преподнесли шефу своё творение. Конечно, по декору дотянуться до шедевра мастера не удалось никому – уж простите, потому они и дети, а не всемирно известный кондитер. Кроме самого Агзамова, торты участников оценивала звезда шоу-бизнеса Люся Чеботина. И, откровенно высказав замечания конкурентам Вари, попробовав её торт, она проговорила: «Мне очень нравится бисквит, вот такой я люблю, не совсем приторно-сладкий крем. Единственный комментарий – сделать не отдельно крем и клубнику, а вместе, а в остальном всё шикарно».
Главный «ценитель» труда финалистов Ренат Агзамов был традиционно более суров – в том числе к Варе:
– Влажность бисквита распределена неравномерно – а знаешь почему? Люся правильно подметила: там крема нет. Но это я уже прямо по-взрослому комментирую.
И тем не менее в суперфинал вышла именно наша Варвара Берсенёва – потому что сделала, по словам того же Рената Агзамова: «Невероятно вкусный торт, невероятно красивый, и абсолютно заслуженно – браво!»
Что это значит? Что нашей Варваре Берсенёвой предстоит ещё одна поездка в Москву – на суперфинал, съёмки которого запланированы в августе, а телеэфир состоится после периода постпродакшн, который традиционно длится от трёх месяцев.
Варя перешла в восьмой класс школы № 56. Занимается в коммерческой киношколе, где, кроме актёрского мастерства, постигает танцы и спорт, журналистику и любимую литературу. Много читает – в комнате книги занимают целые стеллажи. А ещё, разумеется, печёт сладости, фанатичными поедателями которых являются не только мама, папа и брат, но и остальные родственники и друзья. И торты невероятно вкусны – поверьте, я попробовала. Причём, не любя вишню ни в каком виде, со стоном удовольствия проглотила её в Варином шедевре.
– Потому что к ней я добавила сливки и сахарную пудру, они смягчили вкус, но не уничтожили аромат вишни, – улыбается Варвара. – Получился вишнёвый, но мягкий гармоничный вкус.
Варя – представитель нового молодого поколения: не боится дерзать и пробовать, не избегает неудач и готова учиться дальше. Впрочем, будущей профессией изготовление тортов Варвара не рассматривает: у неё слишком много любимых занятий, чтобы в будущем выбрать для жизни самое понравившееся из них. Но увлечение изготовлением сладостей останется – чтобы радовать родных и близких.
– Вообще-то у нас в семье все следят за фигурой, поэтому сладкое, если и едят, то совсем понемногу, – улыбается Юлия Берсенёва. – Но Варины шедевры вкушаем с огромным удовольствием – по маленькому кусочку. А вообще, конечно, я очень горда дочкой. Когда ты видишь её взросление, развитие, когда на твоих глазах она исполняет собственную мечту – это, конечно, трогательно до слёз. Причём заявку на «Кондитер. Дети» Варя подала сама, я узнала об этом, только когда в конце марта пришло подтверждение на участие в шоу.
Папа Алексей оставляет нас перед чаепитием – собирается отвезти младшего сына Прохора на хоккейную тренировку. Мальчишка вздыхает: «Эх, хотел тортика поесть!» Но – режим во главе. Алексей производит впечатление холодного главы семейства, и во время интервью иронично шутил, как бы сбивая накал восторга перед Варей – и это понятно, всё-таки строгий отец. Но на мой вопрос: а для папы это было событием? – наконец раскрывается.
– Да вы что, не просто событие – праздник! Волновался жутко, всё время на телефоне «висел», пока Юля с Варей в Москве были. А потом – такая радость в душе! Мы всех знакомых и друзей собрали в гости, когда выпуск на телевидении состоялся!
Итак, Варвара Берсенёва вышла в суперфинал телешоу «Кондитер. Дети», съёмки которого состоятся в августе
Победит или нет? – девочка признаётся: это не самое важное, попасть в суперфинал – уже победа.
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв