Найти тему
Литературная беседка

Пляска рыжего коня. Часть пятая

Господин Лурье, лысоватый пожилой человечек необычайно маленького роста неспешно перебирал короткими ножками, добираясь до дома под восьмым номером, что выходил своими высокими стрельчатыми окнами и свежо выкрашенным в желтый цвет фасадом на улицу Друо. Дом этот был приобретен еще его дедом в 1830 году, и тогда же в нем произошли первые аукционные торги.

Господин Лурье любил приходить сюда задолго до персонала, когда в небольших залах аукциона царили тишина и утренний полумрак. Аукционщик варил для себя кофе и не торопясь бродил с опустевшей чашкой от одного лота к другому. К девяти часам обычно подтягивались служащие: курьеры, эксперты, грузчики, престарелая уборщица, и таинственное очарование тихих комнат пропадало, перечеркнутое шорохом бумаг, топотом ног, обрывками фраз и шлепаньем мокрой тряпки по мрамору пола в фойе.

Отомкнув замок, господин Лурье неожиданно увидел рядом с собой довольно молодого, не старше сорока лет, мужчину в строгого покроя модном демисезонном пальто. Лицо незнакомца можно было бы назвать красивым, если не обращать внимания на воспаленные, потрескавшиеся губы и красные словно от недосыпа глаза.

Que voulez vous, monsieur?* – аукционщик первым прошел в дом и включил верхний яркий свет. Мужчина, тяжело дыша и все так же молча, осматривался, отдавая явное предпочтение развешанным по стенам картинам.

Vous etes interess; de quoi: de peinture, de gravure, sculpture, peuttre les livres et les manuscrits?**

C’est les toiles du peintre russe Kolchanov de la collection de la princesse Belosel’sky-Belozersky que m’intеresse…*** – начал было Михаил и вдруг пораженно умолк, внезапно осознав, что он, человек без имени и прошлого, только что ответил этому смешному коротышке на его вопрос по-французски.

Решетников обессилено опустился на небольшую обитую вытертым бархатом скамеечку и, обхватив голову тонкими длинными пальцами, потерянно застонал.

Господин Лурье выждал, пока его визави несколько успокоится и подошел к простенку, где висело всего две небольшие полотна в строгих, темного дерева багетах.

Vous; videmment le connaisseur. Le peintre Kolchanov se rapporte; l’;cole magnifique classique, mais ses tableaux sont extr;mement rares chez nous. Disent qu’il a p;ri qu’est s;rement triste. Ses tableaux sont achet;s beaucoup et tr;s volontiers. Il nous restait seulement deux toiles. Deux paysages et un nature-mort avec les pavots ont vendu exactement deux jours en arri;re.****

Михаил поднялся, сдвинул свою соломенную шляпу на затылок и более спокойно, расстегнув одну за другой пуговицы пальто, подошел к аукционщику. Кусок полуразрушенной каменной кладки, утопающей на заднем плане в зарослях крапивы и конопли, легкие мостки, уходящие разбухшими досками под прозрачную воду, а на противоположном берегу, на возвышении, небольшая беленая церквушка с покосившимся куполом-луковкой.

Если бы не небольшая бронзовая табличка, темная и тусклая, на которой рука гравера начертала имя художника, Решетников, несомненно, принял бы этот пейзаж за свой, тот самый, что совершенно точно висит сейчас в их с Александрой доме.

«Х-к Колчанов В.П. «Городские мотивы».1916 годъ».

Михаил внимательно рассмотрел гравировку и, хмыкнув, подошел ко второму полотну, несколько большего размера.

Молодой офицер в парадном гусарском доломане, казалось, увлеченно читает библию, раскрытую на тонкой муаровой ленточке, служащей закладкой. Левая рука его изящно, непринужденно упала на черный с золотыми деталями эфес офицерской шпаги, правая рука легко поддерживает голову. Художник выполнил автопортрет в искусной классической манере, явно подражая старинным мастерам. Каждая складка материи, каждый узор серебряного шнура, которым был расшит, доломан, поражали достоверностью и точностью линий. Казалось, что при определенном желании можно пересчитать все шелковые нити крученой богатой кисти, украшающей эфес шашки.

Слегка наклонив голову, Решетников даже сумел прочитать первые строки в лежащей на столе перед офицером книге: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Но не страшное пророчество, столь искусно выписанное славянской вязью, ни парадный мундир, ни даже ярко-кровавый камень, сверкающий на мизинце гусара, не могли, казалось, отвлечь взгляд Решетникова от лица, изображение которого он видел перед собой. Несомненно, моложе, более уверенное и ухоженное, оно тем не менее в мельчайших подробностях повторяло лицо чекиста. Тот же высокий лоб, те же голубовато-зеленые глаза, те же светло-пепельные, слегка вьющиеся волосы.

«Х-к Колчанов В.П. «Автопортрет с библией», 1917 годъ».

Михаил как-то вдруг сразу ослаб в ногах, сунулся было за папиросами, но тут же, по-видимому, забыв про них, вновь перечитал надпись на бронзе.

– Так вот значит как? – протянул он и только сейчас услышал, как пораженный сходством портрета и неизвестного гостя маленький француз, всплескивая ручками, повторяет раз за разом.

Mon Dieux, que vous etes semblables! C’est vous -m;me, monsieur Kolchanov? Je ne comprends rien...*****

Словно пьяный, Колчанов качнулся, оперся было о стенку рукой, но тут же выпрямился и уже не оглядываясь, все более и более внутренне зверея, направился к выходу.

Аllez vous? Que ce qu’il passe?****** – заторопился за ним аукционщик, но тот, досадливо дернув плечом, процедил уже перед самой дверью:

– Да оставь же ты меня в покое, старик. Все нормально. Вот теперь уже точно все совершенно нормально. Брысь!

Небольшой колоколец над дверью прощально звякнул, а господин Лурье, маленький удивленный аукционщик, провожая взглядом сквозь окно окаменевшую спину Колчанова, вслух недоумевал:

Oh, vraiment ces Russes. Apr;s tous celui-ci est de tranquilles.*******

Весь последующий день Владимир Петрович Колчанов пил. Бездумно, тупо глядя себе под ноги, брел он по огромному, хмельному, залитому летним солнцем городу. Шел, не обращая внимания на шарахавшихся от него прохожих, клаксоны редких автомобилей, топот лошадей и пронзительные свистки жандармов, останавливаясь только тогда, когда до слуха его доносились плач гитары либо простенькие балалаечные мелодии. Тогда в сознании Владимира, словно что-то прояснялась, и бывший штабс-ротмистр, небрежно бросая мятую купюру на стойку, проходил вглубь зала очередного ресторанчика или бистро. Уже довольно скоро вслед за ним, настолько же пьяные, как и сам Колчанов, потянулись гораздые на дармовое угощение парижане. Грязные и оборванные. Они шли, громко обсуждая необычный загул этого мрачного русского, отчаянно жестикулируя, спорили, куда, в какой кабак и на какую улицу приведет их сейчас этот случайно подвернувшийся поводырь.

Впрочем, уже через пару часов пьяная кавалькада сама – собой рассосалась: пить водку не закусывая, а Владимир заказывал только ее, французы явно не умели. Ближе к ночи, в небольшом русском ресторанчике Колчанов почти насильно усадил за свой столик фиглярски разодетого полового, как оказалось, бывшего урядника Даурской казачьей сотни.

– Ты мне скажи, мон шер. Домой, я хочу сказать в Россию, хотел бы вернуться? Только правду, непременно правду. Я по глазам пойму, если соврешь.

– Шли бы вы отсюда, ваше благородие, – почувствовав в надоедливом посетителе офицера, терпеливо уговаривал его терпеливый шестерка. – Что вы мне душу будоражите? Домой. Домой. Да куда домой, когда последний пароход с пожелавшими вернуться в Россию казаками был на пристани под Керчью расстрелян большевиками-чекистами. Всех до одного положили, а их, казаков, там более трехсот человек было. Всех, из пулеметов. Всех. А вы – домой! Нет, видно уж здесь придется доживать. Найду себе какую-нибудь б***ь французскую, почище, с квартирой. Женюсь. А там, глядишь, и детки пойдут. Своих, которых в станице оставил, кажись, и не увижу боле.

Половой поднялся из-за стола и, понурившись, не прощаясь, направился к себе, в каморку под лестницей, где ютился последнее время.

– Даже он и то не захотел со мной разговаривать, – подумалось тяжко пьяному художнику. – Даже он почувствовал во мне всю мою иудскую, продажную сущность. Даже он.

Колчанов вновь наполнил граненую стопку теплой и от того еще более горькой водкой, выпил с придыхом и вместо закуски закурил.

– Господи! – Владимир приподнялся, упираясь в стол побелевшим кулаком, с трудом поднял стакан на уровень глаз, с омерзеньем рассматривая искаженные граненым стеклом безмятежные лица парижан.

– Да отчего же вам всем на все насрать, господа французы!? И на войну, которая все еще идет где-то там? И на великую бедную Россию? И на меня, сукиного сына и поддонка. Ну отчего вы все такие сытые и равнодушные?!

Он вновь рухнул на стул и что есть мочи грохнул кулаком по столу.

– Водки! Водки, мать вашу, водки!

Память к нему вернулась как-то вдруг, сразу, еще тогда, в том небольшом зальчике аукциона, как только он увидал свой пейзаж с церквушкой. Вспомнилось все: и легкая мазурка на балу в Дворянском собрании Екатеринбурга, и страшный бой с красными в тот зимний вечер, под Кызыл-Куте, где его от души полоснул шашкой по спине узкоглазый казах, а самого генерал-майора, Акутина Владимира Ивановича большевики взяли в плен. Вспомнил он и Катеньку Кудрявцеву, молоденькую сестру милосердия, своей заботой и нескрываемой любовью необычайно скоро поставившая его на ноги, получившую вскоре смертельное ранение в Екатеринбурге во время Чехословацкого мятежа.

Но особенно ярко виделся сейчас засыпающему штабс-ротмистру тот последний его бой под Златоустом, когда и у белых и у красных от необычной жары, столь поразительной для уральской осени, из вспотевших пальцев выскальзывали пики и шашки. А кони, исходя плотной вонючей пеной, от жажды падали замертво на жесткую вытоптанную траву, подминая под себя всадников.

Вспомнил Владимир Колчанов и тот близкий взрыв, выбросивший его из стремян и надолго лишивший малейших признаков памяти. Но все эти видения, всплывающие одно за другим в его голове, словно апрельские хрупкие сосульки, упавшие с высоких крыш, разбивались о те мерзости, аресты, допросы и обыски, в которых он, бывший штабс-ротмистр Колчанов Владимир Петрович, дворянин и художник, принимал непосредственное участие.

Колчанова стошнило прямо на скатерть, и он, с трудом передвигаясь, побрел сквозь ночь к набережной Сены, манившей его странно русским речным освежающим духом.

Вечно неунывающий полупьяный город засыпал медленно и трудно. Сначала поблекли огни Эйфелевой башни, растворившись в утреннем тумане, а после, словно по команде, один за другим начали гаснуть окна многочисленных небольших ночных кафе и бистро. Сонные официанты лениво стряхивали крошки с белоснежных поутру скатертей прямо на пол, поднимали стулья на столы.

Ночные кокотки устало брели в дешевые квартирки на улице «Кота-рыболова», плохо выбритые жандармы, неодобрительно посматривая им вслед, курили, сплевывая сквозь зубы на мостовую. В ближайшем полупустом русском ресторанчике тяжело пьяный тапер, подыгрывая самому себе на расстроенном пианино, пел вполголоса таким же, как и он, пьяным посетителям:

«Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня.

Я с кормы, все время мимо,

В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,

За высокою кормой,

Все не веря, все не зная,

Что прощается со мной.

Сколько раз одной могилы

Ожидали мы в бою.

Конь все плыл, теряя силы,

Веря в преданность мою.

Мой денщик стрелял не мимо.

Покраснела чуть вода.

Уходящий берег Крыма

Я запомнил навсегда».

Где-то на западе, в предместьях Парижа, тускло и однообразно зазвонил одинокий колокол. Утро все ярче вставало над городом, сонным и равнодушным. Показалась река, одетая в гранит, может быть даже Сена.

Колчанов, толком так и не отрезвевший, с отвращением далеко в сторону отбросил недокуренную папиросу, перекрестился и почти бесшумно соскользнул с парапета.

– Эх, исповедаться бы, Сашу бы поцеловать, – запоздало мелькнуло в голове Владимира, но вода, смывая желания и бесполезные сожаления, хлынула свободно, в широко распахнутый в предсмертном крике рот.

Широкие зелено-бурые ленты речных растений тяжело колыхались в грязной, с бензиновыми переливами воде, словно прощаясь с легкой соломенной шляпой-канотье, неторопливо уплывающей под каменный мост. Через минуту над серой, влажной от росы глыбой моста, появилось равнодушное парижское солнце.

____________________________________

Слова и выражения на французском языке, встречающиеся в повести:

*Что вам угодно, господин?

**Что вас интересует: живопись, гравюра, скульптура, а может быть, книги и рукописи?

***Меня интересуют полотна русского художника Колчанова из коллекции княгини Белосельской-Белозерской.

****Вы явно знаток. Художник Колчанов относится к великолепной классической школе, но его картины крайне редки у нас. Говорят что он погиб, что, несомненно, печально. Его картины покупаются очень и очень охотно. У нас осталось всего два полотна. Два пейзажа и один натюрморт с маками продали буквально два дня назад.

*****Боже, как вы похожи! Да ведь это же вы, собственной персоной, господин Колчанов. Ничего не понимаю.

****** Куда же вы? Да что с вами?

*******Ох уж эти русские. Хотя этот из спокойных.

Автор: vovka asd

Источник: https://litbes.com/i-snova-osenokonchanie/

Больше хороших рассказов здесь: https://litbes.com/

Делитесь мнением о прочитанном, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал. Ждём авторов и читателей в Беседке!

#фантастика #рассказ @litbes #литературная беседка #фэнтези #рыцари и дракон #жизнь #юмор #смешные рассказы #книги #чтение #романы #рассказы о любви #проза #читать #что почитать #книги бесплатно #бесплатные рассказы #дом #сын #дерево #главные ценности жизни #мир