Найти в Дзене
В кино с Варварой

«Семья вурдалаков» 1990г.: кому ужастик, а кому - притча об оцепенении души

Иногда замечаю, что некоторые фильмы, которые в свое время критики разбили в пух и прах, все же прошли проверку временем.

Пример – фильм 1990г. «Семья вурдалаков». Помню, когда-то немало клеймили эту киноленту: и качество съемки ужасное, и сюжет вялый, и от литературной первоосновы рассказа А. К. Толстого мало что осталось. И, самое главное: никакой это не фильм ужасов.

Фото из открытых источников интернет. image.webp
Фото из открытых источников интернет. image.webp

И вот пересмотрела через тридцать лет и уверяю: «Семья вурдалаков» – фильм совсем даже неплохой. И вот почему.

Начнем с жанровых особенностей. Жанр «хоррор» у нас в 90-е годы, конечно, был слабо освоен (к слову сказать, он и сейчас-то в нашем кино – в зачаточном состоянии). Однако «Семья вурдалаков» – любопытный эксперимент, заслуживающий внимание.

Прежде всего, это очень атмосферный фильм. И довольно страшный. Что уже есть жанровое достоинство.

Фото из открытых источников интернет.1920x.webp Кадр из фильма«Семья вурдалаков».
Фото из открытых источников интернет.1920x.webp Кадр из фильма«Семья вурдалаков».

Важно то, что состояние страха достигается в этой киноленте отнюдь не спец. эффектами. Их попросту в фильме нет: видимо, не позволял бюджет, да и не были знакомы достаточно хорошо тогда наши кинематографисты с голливудскими технологиями. Ощущение ужаса в «Семье вурдалаков» воссоздаётся темными, какими-то ускользающими красками визуальных образов, гнетущим, тревожным колоритом размытой тусклой съемки, жутковатой статичностью сцен. Кто-то из критиков писал: «фильм завораживает своей безысходной атмосферой русской глубинки, а отечественные вампиры уж точно выглядят реалистичнее и страшнее графа Дракулы».

Лично же для меня фильм «Семья вурдалаков» привлекателен своим подтекстом. Своим нравственным посылом, который присутствует, кстати, и в произведении А.К. Толстого «Семья вурдалака». А то, что классический сюжет представлен в фильме в декорации современности еще интересней: выявляется вневременной характер мотивов, образов и героев.

Фото из открытых источников интернет.iHxH7Voy-Rg.jpgКадр и з фильма«Семья вурдалаков».
Фото из открытых источников интернет.iHxH7Voy-Rg.jpgКадр и з фильма«Семья вурдалаков».

А посыл заложен в фильме такой: нет ничего страшнее оцепенения души. Потому что именно подобное состояние и делает человека легкой добычей для бед и несчастий. И заканчивается это, как правило, гибелью…

Нравственно и духовно омертвелы в фильме все.

Беззаботный, пустой и слегка циничный московский журналист Игорь (его играет актер и режиссер фильма Игорь Шавлак). Семья Якова, куда этот журналист попадает по заданию редакции, чтобы написать сюжет про сельскую старину. Кстати, омертвелость, безжизненность странного семейства подчеркивается многими деталями: их анахронично старинной одеждой, устаревшей обстановкой дома, заброшенной старинной церковью, безлюдностью хутора. Эти люди как будто застряли в прошлом и не хотят или не имеют сил вырваться из него. И уж, тем более, нет сил ни у братьев Георгия, Петра, ни у жены Георгия Анны противостоять той жути, что появляется в их доме в виде восставшего из могилы Якова-отца. То, что Георгий все же пытается отомстить за своего маленького сына, ничего не меняет...

А ведь если б они очнулись от своего окаянного полусна, решились на действие: скажем, уехали с проклятого хутора в большой мир, может, и избежали б страшной беды…

Фото из открытых источников интернет.PMmKx6o3UL8.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».
Фото из открытых источников интернет.PMmKx6o3UL8.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».

Что касается главного героя, журналиста Игоря, то ведь и он безучастен. Оказавшаяся на краю гибели семья для него – предмет для наблюдений и не более. Правда, в финале, он проявляет активность, когда начинает бороться с нечистью в заброшенной церкви. А что поделаешь – тут уж инстинкт, борьба за жизнь… И, вообще, если б не злосчастная и прекрасная Мария (в исполнении обворожительной Елены Караджовой) со своим спасительным оберегом, неизвестно что и сталось бы со столичным красавчиком…

Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».
Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».

И к финалу «Семьи вурдалаков» понимаешь: равнодушие – вовсе не свойство отдельных личностей. Оно овладело всем миром. И, может, оно-то и есть настоящий вурдалак. Потому что, в конце концов, этот самый мир и погубит.

Фото из открытых источников интернет. 2048647_1.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».
Фото из открытых источников интернет. 2048647_1.jpg Кадр и з фильма«Семья вурдалаков».

Фильм завершается потрясающей сценой. После кошмарного морока в затерянной деревне главный герой вдруг приходит в себя: он лежит, оглушенный, едва очнувшийся, на тротуаре большого города. Мимо него, над ним – апатичная толпа. Люди идут, его не замечая, буквально переступая через него. Никому нет дела. Никому не приходит в голову: может, нужно помочь……

Не правда ли, весьма знакомая картина? И никаких вурдалаков не надо….

А что вы думаете об этом, дорогие читатели? Пишите в комментариях.

*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки