§1. Социальный кризис Спарты
Социальный кризис Спарты возник по двум причинам. Во-первых, за сотни лет по законам Ликурга накопилось имущественное разделение, то есть появился “низший класс”. Это были спартанцы, которые не могли позволить себе уплачивать своё участие в общих трапезах. Они автоматически теряли право участвовать в народных собраниях. Уже к концу III века ключевые богатства Спарты были сосредоточены в руках нескольких сотен состоятельных людей. Требовались новые эгалитарные реформы. Более того, постоянные войны подрывали всю социальную иерархию, военное братство Спарты было разобщено, а коррупция уже пустила свои корни в структуру власти.
Во-вторых, серьезный конфликт между Афинами и их союзниками привел к резкому сокращению численности спартанцев. Военные потери превосходили рождаемость. Правящая прослойка стала истончаться, сословие военных размывалось с нарастающим призывом на службу периеков и илотов, которые никак не могли целиком оставаться лояльными к древним законам. В начале IV века на Сицилии насчитывалось всего 1500-2000 призванных спартанцев [4[1]]. Многие из них покинули страну, где законы их предков не соблюдались. Иные искали свою судьбу в других странах в качестве наёмников.
§2. Кризис политической системы Спарты
Единая социальная структура правящего класса была преобразована в боеспособную военную организацию, что способствовало быстрому возвышению Спарты среди античных государств. К Vвеку до н.э. Спарта установила свою власть почти над всем Пелопоннесом и возглавила Пелопоннесскую симмахию. Застой в социально-экономической и политической жизни, духовное обнищание сделали Спарту центром греческой реакции. В то же время победа в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.) и достаточно большая контрибуция с Афин быстро подтолкнули процесс диверсификации собственности в Спарте и развитие товарно-денежных отношений. Этому способствовала легализация дарений и завещаний земельных участков в начале IV века до н.э. (продажа ещё не была узаконена, но могла иметь место). Богатство знати также стало увеличиваться за счёт приобретения земель на окраинах государства. Запреты на торговлю перестают соблюдаться. Некогда аскетичный спартанский образ жизни ушёл в прошлое. Многочисленные разорения спартиатов привели к тому, что спартанцы не только потеряли свои земли, но и свои права. Поэтому единство спартанской общины распалось, военная мощь уменьшилась, число полноправных спартанцев сократилось, появились наёмники.
Утрата в IVвеке до н.э. Мессении вследствие македонского завоевания Греции, а также одновременно с ней части земли и илотов, что значительно нанесло ущерб народнохозяйственной базе Спартанской державы. В IIIвеке до н.э. по просьбе разоренных спартанцев были предприняты попытки восстановить давние порядки путём перераспределения земель, списания долгов, восстановления военной мощи за счёт предоставления гражданства низшему спартанскому населению, но эти попытки не увенчались успехом. Закономерности развития рабовладельческого общества практически всегда вели к краху социально-политического строя, сохранившего коллективистские пережитки общинного порядка. Окончательно ослабленная и раздираемая внутренними распрями, Спарта, как и другие греческие государства, в середине II века до н.э. попала под власть Рима.
[1] Латышев В. В. Греческие древности. Быт, право, государственность. – М.: Вече, 2017. – с 130.
Заключение:
Процессу формирования спартанского государства предшествовал период завоевания достаточно густонаселенных территорий. Поскольку возникновение спартанского полиса происходило в условиях завоевательных походов, образовалось высоко-милитаристское государство, полностью подчиненное целям захвата новых земельных участков и полного подчинения уже присоединенных территорий. Расширение спартанского государств за счёт Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между количеством граждан.
Система эксплуатации илотов, которые были рабами, послужила основой для появления социально-классовой структуры спартанского общества. Важную социально-экономическую роль в истории Спарты сыграли реформы Ликурга, в личности которого даже сомневались античные писатели. Приписываемые ему радикальные реформы привели к торможению материального расслоения и позволили сформировать “общину равных”, где сила каждого гражданина была направлена на ведение боевых действий внутри и за пределами города. По мнению Ликурга, преобразование государственного устройства создало прочную сбалансированную систему, которая не допускала в Спарте ни тирании, ни демократии. Старая система управления, относящаяся к периоду военной демократии, сохранила некоторые свои функции, но объем её полномочий был сокращен.
Кажущаяся внешняя иррациональность общественного устройства Спарты ни в коем случае не означает её слабость или неэффективность. В Спарте ранее, нежели чем иных полисах, сложилось точное разделение по сословиям, было управленческое деление по областям, работала закрытая полу-кастовая система граждан-воинов, была высококлассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не существовало в Элладе. Правители Спарты втягивали свой народ в масштабные военные действия, которые требовали огромных финансовых и людских ресурсов, что в конечном итоге привело к быстрому упадку “сообщества равных”. Вдобавок, сама община была далека от реального экономического и социального равенства её граждан.
[1] Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.). – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – с 99.