Найти тему

ПРО СВЕТКУ И «СТРАШНОЕ» СОЛЬФЕДЖИО

Я пошла в музыкальную школу в 6 лет. И до 4 класса предмет сольфеджио вызывал у меня неприязнь, мягко выражаясь. Вообще, сольфеджио переводится как «пение с называнием нот». Происходит от названия нот «соль» и «фа». И это пение с называнием нот, а также другие азы, которые входят в этот предмет нужны для того, чтобы развить прежде всего музыкальный слух.

Для этого мы на сольфеджио много пели, слушали, как звучат разные звуки и их сочетания и писали так называемые музыкальные диктанты. Это когда тебе играют ноты, ты их не видишь и должен по слуху записать то, что слышишь. Например, тебе играют до-фа-ля-ре-до. Ты не видишь, какие клавиши учитель нажимает, но тебе нужно, опираясь на свой слух, записать именно эти ноты в нотной тетрадке. Играют тебе эту последовательность, скажем, 5 или 10 раз. Если ты за это количество проигрываний не успел записать, то тебе двойка. Если записал, но не все, или неправильно услышал, то тройка или четверка. Если все правильно – догадайтесь, что )

И вот с этими музыкальными диктантами у меня до 4 класса был просто кошмар. Тройки почти всегда. И, как я сейчас вспоминаю, у меня прямо туман какой-то был всегда на этих диктантах. И боялась я сольфеджио и не любила ужасно. (При том, что преподаватель у нас была очень сильная и всю теорию, что она нам давала, я использую до сиз пор, несмотря на то, что уже консерваторию закончила.)

В общем, света в конце тоннеля не было, пока в один прекрасный день моя подружка Света, с которой мы вместе ходили в музыкалку, не позвала меня на урок импровизации. Это были такие факультативные (не обязательные) уроки, я даже не знала, что у нас в школе такое было. Мы пришли. В классе сидел бородатый молодой дяденька, совершенно не похожий на наших классических учительниц с вечно строгим взглядом :)) И вдруг он кааак заиграл! И это были не ненавистные гаммы, не нудные этюды (такие тренировочные композиции, которыми мучают детей))) Он заиграл музыку Джо Дассена!

Он сыграл основную тему, а потом он начал импровизировать! Это было нечто!!! Я такого вообще никогда не слышала раньше! А потом он сказал нам: «Попробуйте теперь вы!» Быстро показал нам аккорды и мелодию. Мы сели со Светкой за рояль, я – на мелодию, она – на аккорды и мы заиграли в 4 руки! СРАЗУ! А потом он показал пару способов , как можно импровизировать с этой мелодией Джо Дассена, и я практически сразу это сделала , а потом и от себя добавила! И это все за 20 минут!

Я была в шоке и в восторге одновременно! И мы потом пару лет со Светкой занимались у нашего Евгения Ивановича Долгачева. Спасибо ему огромное за этот творческий толчок. Скажу сразу, что если бы не гаммы и этюды, мы бы технически не смогли ничего сыграть, НО – мы нашли практическое применение нашим навыкам и это было круто!

А причем же тут сольфеджио??? Так вот: после того, как я начала заниматься импровизацией, когда я начала САМА создавать что-то из музыкальных звуков, все проблемы с диктантами и с тем, чтобы слышать какие-то звуки или их сочетания, просто испарились! Я даже сама не заметила как! Я могла теперь слышать прекрасно))

Вывод, который сделала я: что бы мы ни изучали в жизни, у этого должна быть какая-то цель, какое-то практическое применение:) Мы учим что-то не ради ЭКЗАМЕНА И ОЦЕНКИ, а ради того, чтобы что-то СДЕЛАТЬ потом с помощью знания. Очень просто? Так и есть! Но самые работающие вещи, как правило, самые простые!