Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 (12) июля в Саратове, в семье священника. Начальное образование получил дома, под руководством отца, затем окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1846 году поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, который окончил в 1850 году.
В годы учёбы пробовал свои силы в литературе, были написаны рассказ и повесть.
Больше всего интересовался политикой и общественными науками – изучал труды классиков немецкой философии, английскую политэкономию, идеи французского утопического социализма, а также труды русских мыслителей, в первую очередь В.Г. Белинского и А.И. Герцена.
После окончания университета некоторое время преподавал славистику в саратовской гимназии. В 1853 году вернулся в Петербург, где начал сотрудничать в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в литературных журналах – в «Отечественных записках», а затем в «Современнике», где быстро занял руководящее положение наряду с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым.
В 1855 году подготовил к защите магистерскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой рассматривал основные положения материалистической эстетики Г.В.Ф. Гегеля. Искусство ориентировано на изучение и преобразование жизни, служение обществу. Главный тезис «Прекрасное есть жизнь» подчёркивает приоритет реальности по отношению к художественному творчеству. Диссертация вызвала недовольство в Министерстве народного просвещения, поэтому учёную степень Чернышевскому присудили лишь спустя три года.
С середины 1850-х годов Чернышевский стал фактическим редактором «Современника», журнал активно продвигал идеи сил революционной демократии.
В 1855–1856 году Чернышевский опубликовал статью «Очерки гоголевского периода русской литературы», в которой наряду с историей литературы рассмотрел особенности развития русской литературы в 1840-х–1850-х годах, также в ней поднимаются социальные и философские проблемы. Человек тем сильнее, чем больше он знает об окружающем мире, а изменения в жизни людей возможны только тогда, когда они согласованы с действительностью.
В 1857 была выпущена статья «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность».
Работая над критическими статьями для «Современника» о творчестве А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева и других, Чернышевский подчёркивал социальное и нравственное значение произведений, а также на примере произведений обсуждал актуальные политические проблемы.
Знаменитая статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (разбор повести И.С. Тургенева «Ася») суть сатирический памфлет, обличающий либерализм в России. Эта статья признана одной из самых ярких работ отечественной публицистики второй половины XIX в.
Читайте статью полностью на ПОРТАЛЕ.
Автор: Юлия Великанова.