Найти тему

Жёны княжеские. Дочь князя Витовта - часть 1.

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Василий I Дмитриевич и Софья Витовтовна на Большом саккосе митрополита Фотия. 1414–1417 гг. (Оружейная палата Московского Кремля)
Василий I Дмитриевич и Софья Витовтовна на Большом саккосе митрополита Фотия. 1414–1417 гг. (Оружейная палата Московского Кремля)

О, об этой даме ничего не писал только ленивый... Каждый, кто касается 15 века в истории Русского государства, обязательно сталкивается с княгиней Софьей Витовтовной, женой Великого московского князя Василия I Дмитриевича, сына князя Дмитрия Донского.

Мало того - у нас есть её прижизненный "портрет", вышитый на паволоке. Правда она там ну совсем на красавицу не тянет. Ну да что уж там... По мне лучше такое изображение, чем ничего.

Чем больше окунаюсь в историю её жизни, тем больше понимаю, что мы о ней знаем очень мало. Вот так, парадоксально. Тогда начнём сначала...

  1. Жена Василия Дмитриевича, Великого князя Московского

Надо сказать, что психологи правы: все наши комплексы из детства!

А детство и юность у княжны Софьи Витовтовны были, мягко говоря, интересные.

Фотография взята в иллюстративных целях из открытых источников интернет
Фотография взята в иллюстративных целях из открытых источников интернет

Софья родилась в 1371 году. Она была единственной дочерью князя Витовта от второй жены. Ее раннее детство действительно было счастливым. В Литве мирно княжествовали братья - Ольгерд и ее дед Кейстут. Витовт и его двоюродный брат Ягайло являли образец вечной дружбы. Она жила то в дедовых Старых Троках, то в отцовском гродненском замке. Бабка Бирута, жена Кейстута, души не чаяла в первой внучке, обучала её магии и знахарству.

Смерть князя Ольгерда изменила всё. Софье было всего 10 лет, когда начались их с матерью скитания. После убийства деда и бабки челядниками Ягайлы, её отец Витовт оказался в темнице Кревского замка. Она вместе с матерью приезжала к нему. Их пропустили. Кто бы подумал, что женщина и ребёнок с помощью ещё одной женщины - их бывшей служанки - помогут Витовту бежать? Подались беглецы в Прусские земли. Софье пришлось наблюдать, как отец просил у немецких рыцарей помощи, и жить с матерью по немецким замкам в роли заложников. Тут Витовт вынужден был креститься в “немецкую веру”, чтобы водить отряды рыцарей–“одноверцев” жечь и рушить поселения на землях Ягайлы.

Кревский-замок-реконструкция
Кревский-замок-реконструкция

В 1384 году, когда Софье было 12 лет, Ягайло перед Кревской унией с Польшей тайно предложил Витовту замириться и вернул ему Гродненский, Бресткий и Луцкий уделы. И они снова бежали: уже от тевтонцев - на родину.

Здесь, в Луцке, Витовт с семьёй на некоторое время нашёл покой. Именно к этому времени относится и знаменитое происшествие, описываемое и в белорусских и в русских хрониках. Описано оно может быть и тремя словами: тракайская ведьма "проснулась". Софья занялась волхованием.

Хотите верьте, хотите нет - дело не моё. Тем более, что я пишу "сочинение на тему".

Семья жила практически в изоляции, под пристальным присмотром соглядатаев Ягайлы и охраной его воинов. Именно на них и стала пробовать силы юная Софья. Летом 1387 года по Луцкому замку поползли слухи, что в соседней реке появились вилы ( девушки похожие на русалок, но они были не утопленницами, а злыми духами, которые заманивают мужчин в реку, уже не отпуская их назад, в отличии от русалок). Князь Витовт потешался от души, зная о проделках дочери и не запрещая их. А она всё больше и больше приобщалась к книгам своей погибшей бабки Бируты, которую в Литве уже объявили богиней. Зная, что у неё вроде всё получается, Софья решилась на старинный заговор - привлечение жениха по ветру... Ну и что, что князь Ягайло своим указом прямо запретил ей искать мужа и выходить замуж. Она хотела молодого и красивого супруга, с которым можно было бы познакомиться раньше свадьбы.

Надо сказать, что иногда история делает удивительные виражи. Гадая и привораживая суженного, вряд ли Софья Витовтовна , впрочем как и её отец, знала о том, что из ордынского плена сбежал наследник Московского престола. Ну не могли в Луцком замке даже предположить, что в его поездке домой из Константинополя будет сопровождать митрополит Киприян, который уговорит княжича свернуть в Литву к князю Витовту, чтобы попытаться вернуть его и его семью в православную веру. Предприятие митрополита провалилось, а вот Софья встретила "русского принца"

Знакомство это для Василия и Софьи окончилась помолвкой, а потом и тайным венчанием. Княжич Василий Дмитриевич и княжна Софья Витовтовна были одногодки, по 15 лет, юные, красивые, из лучших семей - словом, прекрасная пара. Так что при всех политических расчетах вокруг этого брака, князь Витовт не кривил душой и отдавал свою дочь по любви, что в тот век представляло крайнюю редкость. Князь Ягайло снова начал войну против двоюродного брата, княжна Софья и её мать - княгиня Анна - бежали в Мариенбург, под защиту Тевтонского ордена. Достаточно долгая жизнь среди немцев способствовала изучению ещё двух языков - теперь княжна свободно говорила по-немецки и по-польски. Мать и дочь научились играть на клавикордах. Так что княжна Софья Витовтовна была по-европейски образована, получила обширный политический опыт и убедилась, что жизнь великого князя и княгини полна опасностей.

В междуусобной войне, кроме деда и бабки, многие из ее родных были убиты в боях или стали жертвами заговоров. Когда настал день ее отъезда в Москву, она знала, что родичи в своих битвах за власть жалости не имеют, чужеземного врага ценят выше, потому что его могут выкупить, а из помилованных свояков вырастают самые жестокие мстители. https://rostislava.livejournal.com/7276.html

Это убеждение она пронесёт сквозь всю свою жизнь и не раз в нём убедится.

В мае 1389 года умер Великий князь Московский Дмитрий Иванович, получивший за победу над Мамаем прозвище Донской. А уже в сентябре, с согласия и благословения вдовой княгини-матери Евдокии Дмитриевны за тайной женой Великого князя Василия Дмитриевича княгиней Софьей Витовтовной поехали московские бояре. Она встретила их вместе с отцом, князем Витовтом Гедиминовичем, в Тракайском замке. Ехали "из неметчины" через Новгород Великий, где как только княжью невесту не обсмотрели...

6 мая 1390 года Москва встречала невесту Великого князя Василия Дмитриевича. Никто, кроме митрополита Киприана, её привезшего, и матери Великого князя не знал, что приехала не невеста, а жена. Однако надо было соблюсти подобающие приличия и отпраздновать великокняжескую свадьбу. По настоящему, с размахом.

А Васнецов. Кремль при Дмитрии Донском
А Васнецов. Кремль при Дмитрии Донском

Бывшая княгиня Евдокия Дмитриевна сноху приняла, как писали, "козней не чинила". Да и на что, коли хозяйка в тереме уже не она?

В хрониках отмечается благонравие княжеской невесты. Тверская летопись сообщает:

“ В ту же зиму женился князь великий Василий, взяв добрую дочь Витовта, Софию; добрый нрав имела от отца, была не блудный мед”.

Софья, как и ее мать могла быть православной, во всяком случае никто из летописцев не пишет, что она перекрещивалась. Князь Витовт благословил дочь знаменитым чудотворным образом Смоленской Божией Матери, иконой, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой и привезённой на Русь в Киев греческой царевной Анной, супругой князя Владимира Святого, а при Владимире Мономахе перенесённой в Смоленск, где она и хранилась в городском соборе. В 1399 году, вернувшись от отца, княгиня Софья поставила икону в Благовещенском соборе в Кремле. (Уже после смерти княгини в Москве был сделан список с иконы, а сам чудотворный образ был возвращён в Смоленск)

Образ Смоленской Божией Матери. Успенский собор. Смоленск.
Образ Смоленской Божией Матери. Успенский собор. Смоленск.

Поддержав выбор сына, вдовствующая княгиня Евдокия Дмитриевна не прогадала, у ее сына оказалась сильная жена с государственным мышлением и сильный тесть, который станет одним из самых успешных правителей в истории Литовского государства. В 1410 году, являясь главнокомандующим польско-литовскими войсками, он выиграет знаменитую Грюнвальдскую битву. Эта победа положит конец владычеству немецких крестоносцев в Прибалтике...

-6

Молодая, красивая, признанная московским людом княгиня Софья была привязана к своему супругу. Это обстоятельство обеспечило Великому князю Василию искреннее дружеское расположение со стороны тестя. Летописцы отмечают, что их семьи часто встречались. Великие князь Василий и княгиня Софья неоднократно приезжали погостить к литовскому государю Витовту в Литву. Так, через два года после свадьбы молодая княжеская чета ездила к родителям супруги в Смоленск «на повиданье». Весной 1396 года Великий московский князь Василий вместе с митрополитом Киприаном вновь отправился к тестю в Смоленск, был там радушно встречен и остался праздновать Пасху. Осенью того же года правитель Литвы Витовт после успешного похода на Рязань провел несколько дней у зятя в пограничной Коломне.

Неоднократно ездила в Смоленск к родителям и Великая княгиня Софья с детьми, всякий раз возвращаясь оттуда с богатыми подарками. Так, в 1399 году она привезла в Москву иконы в золотых и серебряных окладах и редкую, очень ценную для христиан реликвию частицу орудий Страстей Христовых. Тесным отношениям семей литовского и московского великих князей, похоже, не мешали даже неизбежные политические и военные конфликты между ними.

В 1414 году французский путешественник Жильбер де Лануа видел княгиню Софью со старшей дочерью Анной в одном из замков правителя Витовта на Немане. Уже после смерти мужа Великая княгиня Софья ездила к отцу в Смоленск с сыном Василием. Ни одна русская Великая княгиня ни до, ни после Софьи Витовтовны так много не путешествовала, не уезжала из Москвы так далеко и надолго.

Василий I Дмитриевич. Художник А. Шамков
Василий I Дмитриевич. Художник А. Шамков

Но вернёмся назад.

Великокняжеская свадьба состоялась в зимой 1391 года, 9 января. Именно с этого времени что-то меняется в чувствах княгини Софьи. И хотя князь Василий души в ней не чаял, она всё более не понимала - что не так в её чувствах? Глядя на своего осторожного в принятии политических решений мужа, на его оплывающую фигуру и медленную величавую поступь, Великая княгиня понимала, что это уже далеко не тот юный мальчик, который проехав полмира, резво соскакивал с коня в их с отцом Луцком замке...

В великокняжеской семье первенец родился 18 мая 1395 года. Его назвали Юрием, далее родилась дочь Анна, названная в честь матери княгини, потом сын Иван ( кстати доживший до взрослого возраста), потом Даниил, названный в честь прадеда мужа, основателя Московской династии, потом Семён и дочери Василиса и Мария. Мальчики умирали в раннем возрасте, все, кроме Ивана, но и тот умрёт в 20 лет... Наследника у Московского княжества не было. Какой-то злой рок спустился в покои княжеской семьи. Пошли шепотки, что это княгиня-ведьма виновата во всём.

Есть недостоверные исторические слухи, что княгиня Софья после долгих душевных метаний решилась на страшное : родить наследника не от мужа. Так и вспоминаются золотые слова Марии Медичи к её снохе Анне Австрийской: "Милочка, это к короля без королевы наследника быть не может. А вот у королевы без короля наследник будет всегда!" Ну да, между княгиней Московской Софьей и королевой Франции Марией Медичи больше ста лет, но истина-то остаётся истиной. К тому же, говорят, что княгиня Софья выбрала беспроигрышный вариант - младшего брата мужа князя Звенигородского Юрия Дмитриевича. Кто знает, что там было? Слухи только одни...

Последнего своего сына Василия княгиня родила с большим трудом в 44 года. Наследник чуть не стоил матери жизни. Перед родами она тяжело заболела и чуть не умерла. Совершенно не удивительно, что в последствии именно на него обрушится вся сила материнской любви.

Пока супруг был жив, Великая княгиня Софья Витовтовна не слишком проявляла себя - она была просто образцовой женой, занятой детьми и вопросами бытового плана.

В том, что княгиня Софья истово, по-особенному любила младшего, последнего сына, нет ничего удивительного. Такое нередко случается в многодетных семьях, потерявших большинство отпрысков. Василий же - младший был еще и гарантией сохранения ее власти.

Ее муж, Великий князь Василий Дмитриевич уже давно не отличался крепким здоровьем. Он все чаще чувствовал себя неважно и уже несколько раз составлял завещание.

В единственном дошедшем достоверном документе, в духовной грамоте 1424 года, значится, что Василий Дмитриевич завещал власть и княжество своему сыну Василию Васильевичу. По малолетству Василия II регентами при нем должны были стать великая княгиня Софья, ее отец Витовт и младшие братья умершего великого князя, Андрей Дмитриевич и Петр Дмитриевич. Почему он исключил из этого ряда младшего своего брата Юрия Дмитриевича, князя Звенигородского, исследователи продолжают гадать.

Понимая силу своего тестя, Великий князь Василий Дмитриевич на смертном одре в 1425 году ещё раз “поручил” свою жену и десятилетнего наследника Василия опеке правителю Литовского княжества Витовта.

Казалось бы сказка о прекрасном принце, наколдованном тракайской княжной должна была бы закончиться...

Но на руках у 53 летней княгини остался малолетний наследник московского престола. И она совсем была не уверена, что сын действительно станет правителем в Московском государстве. Поэтому для неё, ранее не проявлявшей себя в политике и всегда стоявшей за спиной у мужа, начиналась новая жизнь, заключавшаяся в том, что надо было не только сберечь русский престол, но и беспроблемно посадить на него сына.

А вот "беспроблемно"-то уже и не получится...

Продолжение следует...