Однажды батюшка сказал, что не может допустить меня к Таинству Евхарстии. Эти слова больно ударили меня, я был уязвлён и шокирован.
В то воскресенье, как и в любое другое, я не сомневался, что Причащусь. К Таинству я подготовился, был готов исповедаться, однако Господь распорядился по-другому.
Священник Николай Бабкин начал свой рассказ следующими словами: «Священник вышел на проповедь, держа в руках клетку. Он поставил её на пол, не обращая внимания на изумленные взгляды прихожан…». Читайте продолжение в нашем телеграм канале, https://t.me/molitvaikona/8366 .
В ответ на мой вопрос он сказал:
«Роптать на кого угодно можно, но ропот на служителя Церкви, преподносящего Вам Таинства Божьи - тяжёлое прегрешение. Именно священнослужитель в ответе перед Господом за то, кого он допускает к принятию Даров в Таинстве Святого Причастия».
Святое причастие так же называется таинством евхаристии, поскольку это общение людей с Богом, друг с другом, и со всеми людьми и со всем, что в Нем через Христа и Духа. Евхаристическая литургия отмечается в Церкви каждое воскресенье, День Господень, а также в праздничные дни. За исключением монастырей, его редко празднуют ежедневно. Святое причастие запрещено всем православным христианам в будни Великого поста, за исключением особого причастия Литургии Преждеосвященных Даров из-за его радостного и воскресительного характера. Евхаристия всегда дается всем членам Церкви, включая детей, которые крестятся и утверждаются. Его всегда дают в обеих формах - хлебе и вине. Это строго понимается как истинное присутствие Христа, Его истинное Тело и Кровь, мистически присутствующие в хлебе и вине, которые предлагаются Отцу во имя Его и освящаются Божественным Духом Божьим.
В истории христианской мысли были разработаны различные способы, объяснить, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа в евхаристической литургии. К сожалению, эти объяснения часто становились слишком рациональными и слишком тесно связаны с некоторыми человеческими философиями.
Одно из самых прискорбных событий произошло, когда люди начали обсуждать реальность Тела и Крови Христа в евхаристии. В то время как некоторые говорили, что евхаристические дары хлеба и вина были настоящим Телом и Кровью Христа, другие говорили, что дары были не реальными, а просто символическим или мистическим присутствием Тела и Крови. Трагедия обоих этих подходов заключается в том, что то, что реально, стало противоречить тому, что является символическим или мистическим.
Православная церковь отрицает учение о том, что Тело и Кровь евхаристии являются просто интеллектуальными или психологическими символами Тела и Крови Христа. Если бы это учение было правдой, когда празднуется литургия и дается святое причастие, люди были бы призваны, просто думать об Иисусе и общаться с ним "в своих сердцах". Таким образом, евхаристия будет сведена к простой мемориальной трапезе на вечере Господней, а союз с Богом через его прием придет только на уровне мысли или психологических воспоминаний.
С другой стороны, однако, православная традиция использует термин "символы" для евхаристических даров. Он называет служение "тайной", а жертву литургии "духовной и бескровной жертвой". Эти термины используются святыми отцами и самой литургией.
Православная Церковь использует такие выражения, потому что в Православии реальное не противоречит тому, что является символическим, мистическим или духовным. Наоборот! С православной точки зрения, вся реальность - мир и сам человек - реальна до такой степени, что она символична и мистична, до такой степени, что сама реальность должна открыть и проявить Бога нам. Таким образом, евхаристия в Православной Церкви понимается как подлинное Тело и Кровь Христа именно потому, что хлеб и вино являются тайнами и символами истинного и подлинного присутствия и проявления Бога во Христе. Таким образом, едая и пивая хлеб и вино, которые мистически освящены Святым Духом, мы имеем истинное общение с Богом через Христа, Который Сам есть «хлеб жизни» (Иоанн 6.34, 41).
Я есмь живой хлеб, сшедший с неба; кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно; и хлеб, который Я дам за жизнь мира, - это моя плоть (Ио. 6.51).
Таким образом, хлеб евхаристии - это плоть Христа, а плоть Христа - евхаристический хлеб. Они объединены в одно целое.
Слово "символический" в православной терминологии означает именно это: "объединить в одно целое".