В конце 19 века промышленник Савва Мамонтов решил построить железную дорогу Архангельск — Вологда. Само собой, не без протекции высоких чинов - министра финансов Витте.
Зачем Мамонтову понадобился такой дорогостоящий проект?
Несколькими годами ранее он путешествовал по архангельским краям и идея создания «Русской Норвегии», продвижения цивилизации и культуры в край «так щедро одаренный природой и так несправедливо обойденный людьми» захватила его мечты. Второй причиной была торговля - жд пути удешевили бы и упростили вывоз продукции региона на продажу.
Мамонтов был бы не Мамонтов, если бы не продумал все до мелочей. Так родился проект придорожной архитектуры в стиле «северный модерн». Более ста жилых домов, большинство из которых сохранились на всех станциях.
В Архангельской области из 19 деревянных двухэтажных пассажирских зданий сохранилось только 3 — на станциях Коноша, Обозерская и Холмогорская.
Строительство дороги разорило Савву Мамонтова, северные болота поглотили его состояние, а эксплуатация дороги в первые годы не принесла ожидаемых прибылей, но он не пошел на удешевление проекта, не свернул программу архитектурного оформления магистрали.
Так что, будете проезжать в северных краях – обратите внимание!