Да-да. Сегодня мы поговорим об одном приёме, который дамы использовали в разные периоды истории моды. Он позволял им, с одной стороны, красоваться, а с другой...
Но погодите! Давайте сначала сделаем вид что мы об этой тайне не знаем. Посмотрим на какой-нибудь старинный портрет. И давайте начнём с эпохи Возрождения. Пусть это будет портрет принцессы Елизаветы, будущей королевы! Подробнее я писала о нём раньше (вот здесь), а сейчас просто полюбуемся.
Видите, юбка красного платья распашная, а из под неё выглядывает нижняя, ещё более роскошная, из парчи? Как раз в эпоху Ренессанса в моду входит делать юбки с разрезами, чтобы явить миру ещё больше роскоши. И распашные юбки будут носить ещё ближайшие несколько сотен лет. Конечно, мода менялась, менялись силуэты, ткани и отделка, но сохранялся принцип - из-под красивой верхней выглядывает красивая нижняя. Красота в двойном размере. Так вот!
Думаете, нижняя юбка юной принцессы вся из парчи? Как бы не так! Это же не экономно! Всё равно верхняя юбка покрывает её целиком, и разрез демонстрирует только небольшой фрагмент. Так стоит ли тратиться, и делать нижнюю юбку целиком из безумно дорогой ткани?
Конечно, платье Елизаветы не сохранилось, но можно, как говорится, со всей уверенностью предположить, что сшито оно было по тому же принципу, что и другие подобные платья той эпохи, а этот приём неоднократно описан. Итак. Делаете юбку из простой ткани, а потом нашиваете спереди клин ткани нарядной. Он и будет виднеться из-под распашной юбки, создавая иллюзию, что вся, вся нижняя юбка, целиком, сделана из дорогой материи. Согласитесь, разумно!
Прибегали к подобному приёму и в XVIII веке. В галантную эпоху тоже любили распашные платья. Юбки к ним, правда, обычно делали из той же ткани (и целиком), зато как-нибудь пышно отделывали. И зачем же тратить десятки метров прихотливой отделки, кружев, рюшечек, шёлковых цветочек и прочих дамских радостей, если нижнюю юбку по бокам и сзади окружающие не видят? Так что отделку нашивали только спереди. Вот как в этом прекрасном наряде, украшенном серебряными кружевами. Э - экономия! Р - Разумная!
Конечно, делать подобное имеет смысл только в том случае, если действительно никто не увидит нижний слой. То есть верхнее платье из ткани плотной, двигается дама плавно, при ходьбе и танцах верхняя юбка не взлетит... Вот поэтому в XIX столетии такие штучки проделывать было уже сложно. Да, двойные юбки были популярными, но вот начнёшь кружиться в вальсе, взлетит верхняя юбка на воздух, и все увидят результаты твоей бережливости.
Но порой и тут можно было сэкономить! Нередко так делали в 1880-х. У платье обычно были двойные юбки - основная и верхняя, т.н. "тюник". Могли быть из разных тканей, могли быть и из одной. Так вот, если тюник был довольно длинным, до колен или ниже, то можно было основную юбку сделать из ткани попроще, например, простой белой, и только нижнюю часть, ту, что выглядывает из-под тюника, из более нарядной. Ничего не знаю конкретно об этом милом клетчатом платьице, но... Да, вот именно на таких нарядах и экономили. Отнюдь не все! Но для некоторых это было актуально.
Там пару метров сэкономили, тут полметра - всё неплохо! :)
P. S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков, тем больше статей!