Найти в Дзене
УГЛТУ

Кто оформляет наши города?

Ремесло или наука?

Человечество веками занимается вопросами архитектуры и озеленения. Эпохи сменяли и подходы в этих направлениях. Люди то отдавали приоритет практичности, поступаясь красотой, то увлекались роскошью, пренебрегая функциональностью. Сегодняшний уровень жизни заставляет архитекторов сочетать практичность и экономичность с комфортом и чувством прекрасного. И тем не менее, жители мегаполисов все чаще испытывают недостаток в зеленых насаждениях, над которыми довлеют геометрические формы многоэтажек. Могут ли современные архитекторы предложить решения, которые устроят всех? Поможет ли в этом наука? С этими вопросами мы обратились к исполняющей обязанности заведующей кафедры ландшафтного строительства, кандидату сельско-хозяйственных наук Н.В. Кайзер.

Исполняющая обязанности заведующей кафедры ландшафтного строительства, кандидат сельско-хозяйственных наук Н.В. Кайзер
Исполняющая обязанности заведующей кафедры ландшафтного строительства, кандидат сельско-хозяйственных наук Н.В. Кайзер

— Наталия Владимировна, на сегодняшний день возможно еще придумать какие-то новые способы озеленения городских пространств или на данный момент существующие методы уже достигли своей максимальной эффективности?

— Развитие ландшафтной архитектуры и методов озеленения несомненно продолжается. Тренды, которые были характерны для XX века, сейчас, в XXI веке сменяются новыми. Так, в России реализуется национальный проект «Комфортная городская среда», в рамках которого происходит смещение акцентов с крупных озеленённых территорий на более локальные с учетом необходимости доступности и взаимосвязи этих территорий между собой.

Городская застройка уплотняется, и горожане вынуждены искать непосредственный контакт с природой в урбанизированной среде, поэтому за последние десятилетия набирает обороты тенденция, когда озеленение общегородских пространств вписывается в социальные локации человека, отвечая запросам горожан, их образу жизни.

Мы все чаще видим объекты озеленения, которые решают локальные задачи. Например, для уменьшения шума городских автомагистралей используют не только искусственные защитные экраны, но и крупные насаждения, которые создают барьер звуку, препятствуют его распространению. Задача озеленителя в таком проекте тщательно подойти к выбору ассортимента растений. Нужно учитывать формирование деревьев, как быстро они растут, какая будет крона, как такие насаждения будут защищать от пыли и многое другое. И это только один пример.

— Вы сказали, что в последнее время сильно уплотняется городская застройка. Как это повлияет на процесс озеленения?

— Несомненно, внутри городской территории исторические объекты озеленения должны сохраняться, все это понимают и горожане, и администрации городов.

Мы должны одновременно решать вопросы как сохранения культурного наследия, так и экологии, создания более комфортных городских условий.

В городе в процессе создания объекта озеленения нужно учитывать не только ландшафт и архитектуру. Специалисты должны думать также о том, как будут обслуживаться коммуникации, которые расположены как под землей, так и на поверхности. Поэтому зачастую при выборе растений озеленители должны в первую очередь думать об инженерных решениях, а потом уже об эстетических. Нужно учесть размеры кроны, корневой системы, а где-то вообще применить, например, контейнерную посадку растений.

Обслуживание больших зеленых зон также сопряжено с трудностями. Если говорить о лесопарках и парках крупных городов, то в большинстве они находятся не в лучшем состоянии. Где-то уже растут перестоявшие деревья, которые не выполняют функцию по очистке воздуха. Где-то десятилетиями не проводилась очистка насаждений, и парк больше похож на непроходимую чащу. Это ведет к росту заболеваний растений, размножению вредителей. В этом случае нужна программа по оздоровлению парка. Необходимо проводить прореживание, ликвидацию старых больных деревьев, посадку новых. Тогда парк будет жить.

— Озеленение – это ремесло с нюансами или это все же наука в соединении с искусством?

— Это и ремесло, и наука. Важны две составляющие. Научный подход – это когда на основе знаний о месте озеленения (климат, почвы, мелиорация) подбирается ассортимент растений под озеленение, который должен быть устойчив для выживания в городской среде. Но эстетика не менее важна. Это когда мастер, разрабатывая эскиз проекта, сочетает уже существующую архитектуру и инфраструктуру с научными знаниями, с красотой. Тогда такой проект будет радовать глаз не только до первого ремонта инженерных сетей, когда придут рабочие и раскопают асфальт.

— Ландшафтные архитекторы руководствуются определёнными государственными стандартами при проектировании, но может ли архитектор вести собственные творческие решения, что необходимо сделать для утверждения этого в проекте?

— В первую очередь специалисты действительно руководствуются нормативными документами, ГОСТами, СНИПами.

Но для того, чтобы проект был интересен большинству горожан, он должен быть уникальным. Что такое уникальный? Это как раз фантазия и творческие идеи, которые может выдать ландшафтный архитектор, работая с конкретным объектом.

Хороший специалист способен проанализировать идею конкретного места, учитывая функциональность и эстетику, при этом, создав некую неповторимость, интересные решения, которые будет выражать сущность конкретного места, идеи, образа.

Вот таких специалистов готовит и наша кафедра в Лестехе.

— С помощью каких средств обучают данных специалистов в нашем университете, какие особенности обучения?

— Ребята, поступающие на направление «Ландшафтная архитектура» на кафедру ландшафтного строительства, обучаются у специалистов, которые имеют богатый опыт, традиции, знания.

Будущих студентов ждут предметы, связанные с компьютерной графикой, декоративной дендрологией, знанием уходовых работ по растениеводству, ландшафтное проектирование, художественные дисциплины.

Самой сильной стороной данного направления непосредственно в нашем университете является кадровый педагогический состав, который умеет и знает, как на разных стадиях проектирования работать с объектом, как не просто подать идею, но и обосновать ее с точки зрения науки.

Лекции и практические занятия у наших студентов проходят не только в аудиториях, но и на свежем воздухе
Лекции и практические занятия у наших студентов проходят не только в аудиториях, но и на свежем воздухе

— Во время обучения студенты принимают участие в реализации конкретных проектов?

— В этом основа нашего обучения. Начиная со второго курса, ребята принимают участие в исследованиях, разработке и реализации конкретных проектов. Это позволяет студентам на практике понимать значимость и уникальность ландшафтных проектов, учитывать историческое развитие населенного пункта, чтобы уметь сочетать объекты разных временных периодов с современными идеями. Это позволяет будущим специалистам создавать что-то новое, не разрушая старое.

Благодарим Наталию Владимировну за ответы на наши вопросы
Благодарим Наталию Владимировну за ответы на наши вопросы