Найти тему
Monocle.ru

Беспилотный взлет технологий

Военные и прочие геополитические вызовы в очередной раз дают России шанс на технологический рывок. Но использовать этот шанс можно, только если поверить в свои силы, иметь амбиции определять технологическое будущее планеты.

Стратегия развития гражданской беспилотной авиации — шаг в этом направлении. Из небольшой отрасли в 0,1% российского ВВП планируется вырастить приличный рынок в триллион рублей уже к 2030 году. Понятно, что в случае быстрого развития отрасль может дать технологии и оборонке. Но в отличие почти от всех инноваций первой половины ХХ века современные технологии создаются в первую очередь с опорой на рынок. Китай, которые производит 80% всех гражданских беспилотников в мире, опирался на массовый спрос, в общем-то, на дроны для развлечений. То, что почти такие же аппараты могут быть использованы в современной войне, — это пример обратного перетока технологий из гражданки.

Кроме тяжеловесов в сфере производства летающих беспилотников — компании «Аэромакс» (входит в АФК «Система»), которая недавно презентовала прототип тяжелого грузового дрона, и «Вертолетов России» — в стране уже есть до сотни компаний, которые производят беспилотники или оборудование к ним. Признаком успеха будет не то, что в стране появятся единицы стратегически важных моделей для Министерства обороны или для воздушного обеспечения работы Северного морского пути, — возникнет предпринимательская инновационная среда, которая будет предлагать много разных решений, будут востребованы собственные разработки в самых разных сферах — от двигателей и планеров до микроэлектроники и программных решений.

Для этого гражданский спрос на беспилотники должен быстро расти, а это значит, что они как минимум должны иметь возможность летать. Среди основных ограничений — разного рода секретность. У нас должна выработаться перспективная модель взаимодействия гражданского и оборонного секторов, в которой ни одна из сторон не подрывает интересы другой. Например, без рассекречивания 3D-карт трудно себе представить эксплуатацию большого числа беспилотников на малых высотах. Все участники рынка говорят об избыточном регулировании полетов и непредсказуемости экспериментальных режимов. Росавиация в ответ на наш запрос ответила, что уже в этом году начали сниматься некоторые ограничения для полетов — и для малых беспилотников, и для больших, если они подключены к единой с пилотной авиацией системе контроля безопасности полетов. А в будущем, надо полагать, возникнет удобная инфраструктура контроля полетов беспилотников. По крайней мере, компания «Аэроскрипт» разрабатывает цифровую платформу информационного обеспечения полетов «Небосвод» для включения беспилотников в единое воздушное пространство России.

Среди технологических проблем все отмечают отсутствие надежных двигателей для крупных беспилотников. Но эта проблема в самых разных технологических заделах в стране выглядит решаемой, если компании отрасли смогут в достаточной мере вложиться в конструкторские работы. Это возможно при росте рынка, а также, что немаловажно, в случае возвращения веры в себя — в свои компании, в своих инженеров и ученых.

В случае успеха Стратегия позволит возродить компетенции по двигателям внутреннего сгорания — и по конструкции, и по современным технологиям производства; масштабировать компетенции в сфере композитных технологий; дать скачкообразное снижение себестоимости компонентов для наземных беспилотных систем, от уличных роботов-подметал до дальнобойных тягачей и роботизации самого разного транспорта.

И главное, если инновационная среда заработает, она нас удивит действительными инновациями, которые мы еще не можем вообразить.