Найти тему

В Новороссийске можно совершить визит к классику соцреализма

В Новороссийске можно совершить визит к классику соцреализма

Удивительные открытия ждут любого, кто побывает на выставке в честь 140-летия со дня рождения легендарного писателя Фёдора Гладкова, чья жизнь и творчество тесно связаны с Новороссийском.

Музейный экспонат родом из детства

Сделала для себя открытия и корреспондент «НР». Я была школьницей, когда мой крёстный пересказывал мне подробности съёмок в нашем городе фильма по роману Фёдора Гладкова «Цемент», услышанные им от реальных свидетелей создания кинолетописи.

И вот представляете моё удивление, когда на выставке я вижу сценарий с фотографией исполнительницы главной роли в этом фильме – Людмилы Зайцевой и дарственной надписью отцу крёстного — Николаю Голубеву!

Оказывается, Зайцева подарила экземпляр сценария со своим автографом водителю новороссийской автоколонны, который возил всю съёмочную группу.

– Этот экземпляр не является собственностью музея, его нам передала только для этой выставки дочь Николая, Марианна, которая сейчас живёт в Санкт-Петербурге, – рассказывает мне научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Лариса Колбасина.

А ведь совсем недавно, полтора месяца назад, сама Людмила Зайцева, приезжавшая на кинофестиваль патриотического кино «Малая Земля», вспоминала о съёмках фильма по роману «Цемент», в интервью «НР» ностальгировала по тем временам, мечтала увидеть гостиницу «Бригантина», где жила тогда съёмочная группа.

В Новороссийске нашёл свою единственную

Но вернёмся к судьбе автора знаменитого романа.

– Фёдор Гладков не был уроженцем нашего города, но он по праву мог называть его родным, – считает Лариса Колбасина. – Здесь, учительствуя в одной из школ близ цементного завода, будущий писатель встретил любовь всей своей жизни – учительницу Татьяну Ниловну, свою дорогую Танечку. Именно ей он посвящал свои произведения, называя родной, любимой и единственной.

В Новороссийске родились их сыновья – Василий и Борис. Здесь Фёдор Гладков трудился редактором газеты «Красное Черноморье» – так именовался предшественник нынешнего «Новороссийского рабочего», участвовал в восстановлении цемзавода.

— Одна из первых руководящих должностей Гладкова была в отделе народного образования, где он возглавил подотдел ликвидации безграмотности среди взрослого населения. А его коллегой, ответственным за культурную отрасль, был Всеволод Мейерхольд, – повествует Лариса Александровна.

Практически ни одного из этих фактов не отыщешь вот так сразу в Интернете, если набрать в поисковике «Фёдор Гладков». Скупые сведения биографии, список произведений, но нет тех красок и эмоций, того дыхания эпохи, которые можно ощутить на выставке, да ещё слушая Ларису Колбасину.

фото Анатолий Поздняков. В руках Ларисы Колбасиной «Цемент», подпольно выпущенный в Шанхае на китайском языке.

Как новороссийцы пили чай «безничего»

На выставке каждый экспонат подобран с большой любовью к знаменитому писателю и его знаменитому литературному детищу. Впервые жители и гости города могут увидеть личные документы семьи Гладковых. Например, дневник сына Васеньки и его письма к отцу, живущему на тот момент в Москве.

Гладкова на работу в столицу направил Максим Горький, а семья писателя оставалась в Новороссийске.

В одном из писем Вася сообщает папе: «Едим плохо: одни печёные лепёшки и чай пьём безничего» (так слитно и написано, – прим. ред.). Васенька умоляет отца привезти большую книжку, потому что читать нечего. Это письмо датировано февралём 1922 года.

А вот что пишет супругу Татьяна Ниловна:

«Мой родной, милый Федя! Получила твои деньги и почти все сразу растратила: раздала долги, купила горелку для примуса (а это 2 миллиона)».

По этим письмам можно легко воссоздать детали жизни горожан в те годы.

Нигде больше — только в нашем музее

Новороссийску повезло. Музей смог в своё время приобрести у сына Фёдора Гладкова – Бориса – всю обстановку кабинета писателя и гостиной семьи Гладковых в московской квартире. Всего же в Новороссийске около полутора тысяч материальных свидетельств жизни Гладковых.

К слову, метрика рождения сына автора «Цемента» – в нашем музее, она впервые сейчас демонстрируется посетителям. А ведь Бориса судьба ещё раз привела в наш город: во время Великой Отечественной войны он защищал Малую Землю, командовал торпедным катером. Разве это не символично?

Семья Гладковых никогда не была в стороне от важных событий в истории своей страны. Один из внуков Гладкова, Фёдор, погиб в Афганистане при исполнении интернационального долга.

Если говорить о литературном наследии самого Фёдора Гладкова – это не только достояние нашего города и страны. Книги писателя переводились на разные языки. На выставке есть не только томик «Цемента», изданный на английском, но и очень похожий по дизайну обложки том, вышедший на китайском языке. Это подпольное издание китайских комсомольцев из Шанхая. На этой выставке мы, новороссийцы, можем впервые увидеть эту книгу, ранее она не экспонировалась.

Лично мне о Фёдоре Гладкове интересно было узнать всё.

Оказывается, он не раз перерабатывал свои книги, постоянно улучшая стилистику: его нередко критиковали за использование диалектизмов, писатель очень остро воспринимал замечания, соглашался с ними, постоянно совершенствовал свои романы. А позже Фёдору Гладкову доверят руководство Литературным институтом им. М. Горького, кузницей писательских кадров!

Любопытно, как оценивали его «Цемент» Горький и Луначарский.

«Впервые за время революции крепко взята и ярко освещена значительная тема современности – труд!», – так отозвался о романе Максим Горький.

А вот слова Луначарского: «На этом цементном фундаменте можно строить и дальше».

Остаётся вспомнить, что в девяностые годы произведения соцреализма, а романы Гладкова именно они и есть, – подвергались критике, а воспевание темы труда становилось поводом для иронии. К чему это привело, рассказывать излишне.

Перечитать «Цемент» и другие романы Гладкова – «Энергия», «Повесть о детстве» и «Вольница» (за два последних произведения писатель получил Сталинские премии) – это тот минимум, который я задала лично себе, когда покидала уютное здание музея.

И ещё мне показалось, что многое я не досмотрела, и надо бы вернуться, изучить подробнее. Ведь нигде об этом больше не расскажут!

Журналисты «Новороссийского рабочего» гордятся тем, что в 1920 году редактором газеты «Красное Черноморье» — прародительницы нынешнего «НР», — был Федор Гладков.

Посетить выставку, посвящённую Фёдору Гладкову, вы можете в Доме-музее Н.Островского по адресу: ул. Васенко, 21, ежедневно с 10 до 18 часов, кроме выходных. Вход по «Пушкинской карте» бесплатный.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10