Найти тему
Okko

«Кентавр»: Ночные гонки

На открытии VII фестиваля нового российского кино «Горький fest» состоялась премьера ночного триллера Кирилла Кемница «Кентавр». В широкий прокат картина выйдет уже 13 июля. В главных ролях — Юра Борисов и Анастасия Талызина. События стремительной картины укладываются в одну чрезвычайно насыщенную событиями ночь. Объясняем, почему «Кентавр» претендует на звание одного из лучших отечественных экшен-фильмов года.

Кадр из фильма «Кентавр», реж. Кирилл Кемниц, 2023
Кадр из фильма «Кентавр», реж. Кирилл Кемниц, 2023

Молодой одинокий человек Саша (Юра Борисов) работает таксистом, всегда ночью. Как объясняет сам парень, в темное время начинается совсем другая жизнь, видна вторая сторона людей, видимо, настоящая. Саша вообще прекрасно чувствует пассажиров. В машину у отеля садится состоятельный мужчина с чемоданом в руках. До дома ехать чуть больше часа, так что Саша в одну секунду понимает, что пассажир соврал жене о командировке, а сам проводил время с любовницей. Подобные истории таксист считывает на раз-два. В ту же ночь к Саше подсаживается юная Лиза (Анастасия Талызина). Мини-юбка, шубка и яркий макияж выдают профессию. Саша понимает, что у Лизы какие-то неприятности, но соглашается повозить ее всю ночь. Вскоре выясняется, что в Москве появился маньяк, который убивает эскортниц и секс-работниц. Может ли им оказаться молчаливый таксист?

-2

«Кентавр» — фильм Кирилла Кемница, автора комедийного хоррора «Zомби каникулы» и остросюжетной короткометражной картины «Блэкаут». Помимо режиссуры, Кемниц работал супервайзером цифровых эффектов на телевидении и в рекламе, а также занимался компьютерной графикой. В продюсерах «Кентавра» — Илья Найшуллер, режиссер боевиков «Хардкор» и «Никто». Все вводные данные указывали на то, что картина Кемница сможет похвастаться отличными экшен-сценами. Так и случилось.

«Кентавр» делится на две части. Сначала это психологический триллер, а затем улетный экшен. Главная особенность картины — ночное время суток и ограниченное пространство в кадре. Большая часть фильма развивается в салоне машины. Но мы уже знаем на примере «Лока», что даже монотриллеры могут быть захватывающими и классно снятыми. «Кентавр» все-таки просторнее. Это мир Саши ограничивается салоном машины, но есть жизнь и за ее пределами, что передается не только на уровне звука, как в «Локе».

-3

В первую очередь, конечно, интерес вызывает личность главного героя. Кто он? Ночная работа и уединенный образ жизни (а Саша первому же пассажиру признается, что ни жены, ни любовницы у него нет) сразу же вызывают подозрения. Но стоит ли судить человека по обложке? Саша то разражается громким смехом, то молчит по несколько минут. Он вроде бы обаятелен, но в нём есть какая-то неопределенная загадка. Герой Борисова напрямую наследует Трэвису Биклу. Как мы помним, центральный персонаж «Таксиста» Мартина Скорсезе страдал бессонницей, а потому часто катался по ночному городу. Камера в «Кентавре» также периодически окидывает залитую светом фонарей Москву и ловит глаза водителя, поглядывающего на пассажира через зеркало заднего вида. Двойственность Бикла передается и без того странноватому Саше. Ведь Трэвис считает себя героем положительным, освободителем юной секс-работницы. Вопрос способа достижения цели лучше оставить за скобками. И Саша вроде бы тоже хочет помочь девушке в беде. Аллюзии на киноклассику сразу же добавляют фильму Кемница смыслов.

Вторая часть фильма — лихой и неудержимый экшен, от которого порой отвисает челюсть. Конечно, еще по постеру, трейлеру и синопсису легко было обозвать «Кентавр» российской версией «Драйва». Должна была бы получиться криминальная история любви, но вместо Гослинга — Борисов. Отечественный фильм все-таки заметно другой, хотя за рулем снова крутой парень, который прекрасно умеет водить. Захватывающие и динамично снятые гонки — украшение картины, но это еще не всё. Когда герои все-таки покидают машину, кажется, что зрители попали на безумный кровавый корейский экшен. В последние годы Голливуд снимает блокбастеры, но старается делать их вегетарианскими, ориентированными на самую широкую аудиторию, несколько механистически. А вот корейцы, переняв черты азиатского экстрима, сегодня вне конкуренции в лихих и непредсказуемых боевиках. Когда ты думаешь, что главный злодей уже умер, нет, он чудесным образом воскресает. Когда кажется, что трюк противоречит всем законам физики (привет «Форсажу»), машина спокойно приземляется на четыре колеса и едет дальше. Понятно, что у корейских фильмов нет голливудских бюджетов, но выдумки азиатским авторам не занимать. «Кентавр» как раз из такого теста.

-4

У Кемница получилось изобретательное и стремительное кино. В первую очередь это жанровый аттракцион, но можно в фильме углядеть и черты авторских фильмов. Если к таковым причислить, например, «Таксиста». «Кентавр» едва ли стремится поразить публику оригинальными идеями, это неудержимый, но неглупый триллер. В России пока крайне редко снимают столь головокружительные картины. Будем надеяться, что это одна из первых ласточек.