Елена Михайловна Константинова стала самой известной представительницей рода Ломоносова. Дело в том, что остальные дети Михаила Васильевича не дожили до совершеннолетия. Да и сама упомянутая Елена тоже ушла из жизни совсем молодой.
Екатерина-Елизавета и Иван
Как известно, в 1736 году Михаил Васильевич Ломоносов в числе нескольких других одаренных молодых людей была направлен на учебу в Германию. В Марбурге Ломоносов квартировал в доме местного пивовара, у которого была дочь – Елизавета-Христина Цильх. С февраля 1739 года Михаил Васильевич считался официальным женихом девушки. Спустя несколько месяцев состоялось венчание, вскоре после которого Ломоносов уехал на родину. Примечательно, что в Петербурге ученый никому не сообщил о своей женитьбе. В течение 2 лет он считался холостяком, пока Елизавета-Христина сама не отыскала законного супруга через посольство.
Пока Ломоносов находился в Марбурге, в 1739 году, Цильх родила первенца. Как утверждает Андрей Андреев, автор издания «Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века», ребенок появился на свет в 1739 году, то есть тогда, когда Михаил Васильевич и Елизавета Цильх еще не состояли в официальном браке. Девочку назвали Екатериной-Елизаветой. После венчания супруга Ломоносова снова забеременела и в 1741 году, уже после отъезда мужа, родила мальчика, которого при крещении нарекли Иваном. Иван прожил недолго — в 1742 году ребенок умер. С его смертью пресекся и род Ломоносовых по мужской линии.
Елена и другие дети
Когда наконец о женитьбе Михаила Ломоносова стало известно, Елизавета-Христина Цильх прибыла в Петербург. Это произошло в октябре 1743 года. Однако Цильх приехала в Россию не одна: вместе с ней были ее брат Иоганн и упомянутая ранее дочь Ломоносова Екатерина-Елизавета. Уже в Петербурге, в феврале 1749 года у четы появилась еще одна дочь. Ее в память о бабушке (матери Михаила Васильевича) назвали Еленой. Что случилось со старшей сестрой Елены в России, доподлинно неизвестно. Скорее всего, Екатерина-Елизавета умерла в возрасте старше 4 лет. По крайней мере, большинство историков в качестве дат ее рождения и смерти предпочитают пользоваться размытой формулировкой: «1739 — после 1743».
По данным Э.П. Карпеева, автора краткого энциклопедического словаря «Ломоносов», у четы Ломоносовых были и другие дети. По предположениям Карпеева, Елизавета-Христина родила еще одну дочь от русского ученого, которая была наречена Софьей. Девочка, вероятно, умерла вскоре после крещения, так как в истории сохранилось ее имя. А имена в то время давали как раз при совершении этого таинства. Историки считают, что немецкая жена родила Ломоносову еще двоих детей. В связи с тем, что информация о них отсутствует, а в частности неизвестны их имена, то, вероятно, младенцы ушли в мир иной еще до крещения. Возможно, они родились мертвыми, погибли при родах или скончались через несколько дней после появления на свет.
Судьба единственной выжившей
Таким образом, в живых осталась лишь одна дочь Михаила Ломоносова – Елена. Да и потомков оставила только она. После того, как в 1765 году ее отец скончался, Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж. Ее избранником стал коллежский советник, личный библиотекарь Екатерины II, переводчик и педагог, Алексей Алексеевич Константинов. Он был намного старше Елены, но был выгодной партией для девушки, которая не имела внушительного состояния. Должность библиотекаря императрицы Константинов занимал до 1773 года. За несколько месяцев до этого его жена, Елена Михайловна, ушла из жизни. На тот момент ей исполнилось всего 23 года. О причине смерти Константиновой историки не упоминают.
За период брака с Алексеем Константиновым Елена Михайловна родила 4 детей. Единственный сын Константиновых, внук Ломоносова, названный Алексеем, как и его тети и дяди, прожил недолгую жизнь. Мальчик умер в возрасте 7 лет. Вслед за Алексеем на свет появились 3 девочки: Софья, Екатерина и Анна. Все трое дожили до старости. Правда, о последних двух почти ничего ничего не известно. Зато судьба Софьи Алексеевны Константиновой оказалась яркой. Она стала женой военного Николая Раевского и делила с ним все тяготы кочевой жизни. Мало того, Раевский впоследствии был разжалован, и семья осталась практически без средств к существованию. Тем не менее супруги преодолели все трудности, воспитали и поставили на ноги детей.