Спустя 175 дней, проведенных в стенах больницы, знаменитый фигурист Роман Костомаров наконец отправился домой. О том, как жизнь спортсмена разделилась на «до» и «после» – в материале РИАМО.
Звезда фигурного катания
Роман Костомаров родился 8 февраля 1977 года в Москве, в семье работницы общепита и электрика. Мама, Валентина, в юности занималась волейболом и гимнастикой, так что когда Роман подрос, решила познакомить сына с миром спорта и отвела в секцию фигурного катания.
С девяти лет Роман тренировался в Ледовом дворце АЗЛК, тренером мальчика стала Лидия Караваева. С дочерью тренера, Екатериной Давыдовой, Роман выступал на протяжении 10 лет: вместе они победили на чемпионате мира среди юниоров в 1996 году, а на следующий год завоевали бронзовую медаль на чемпионате России.
В разное время партнершами Романа на льду были Анна Семенович и Татьяна Навка. Муж Татьяны, Александр Жулин, стал не только тренером, но и близким другом Костомарова. В 2004-2006 годах пара Костомаров-Навка собрала богатый урожай золотых медалей, дважды победив на чемпионатах мира, трижды – на чемпионатах Европы, и, наконец, в качестве финального аккорда – на Олимпийских играх в Турине в 2006 году.
После этой победы спортсмены решили завершить спортивную карьеру, однако продолжали выступать вместе на ледовых шоу – в частности, снимались в различных проектах на Первом канале. Кроме того, Роман примерил на себя роль актера: в 2008 году он снялся в сериале «Жаркий лед», а в 2010 появился сразу в двух фильмах – «Близкий враг» и «На измене».
Что случилось с Костомаровым
Существует несколько версий того, почему Роман – молодой, здоровый спортсмен – оказался в тяжелейшем состоянии в реанимации. Некоторые друзья Костомарова говорили, что он, уже будучи простуженным, ходил в баню и нырял после нее в прорубь, и это сильно подорвало его здоровье.
А вот Александр Жулин полагает, что все дело в том, что фигурист не щадил себя и танцевал на новогодних шоу, уже чувствуя недомогание. По версии Жулина, которую он озвучил телеканалу «Россия», Костомаров еще в первый день года потянул плечо, и для того, чтобы он мог участвовать в представлениях, ему делали инъекции противовоспалительных препаратов. Лекарства сбивали температуру и снимали боль, так что Роман долгое время чувствовал себя довольно неплохо. Друзья замечали, что он слегка кашляет, но не думали, что речь идет о серьезной болезни.
Сам фигурист тоже полагал, что немного простужен и лечение не займет много времени: «Я думал, что покашлял дома, уехал на скорой помощи, мне сделали в попу укол, и через час я вернусь домой».
Что ампутировали Костомарову и почему дело дошло до ампутации
По приезду в больницу фигурист сразу оказался в реанимации – у него диагностировали тяжелую двустороннюю пневмонию вирусно-бактериального характера. Затем Романа перевезли в «Коммунарку» и подключили к ИВЛ, а когда стало понятно, что легкие тотально поражены и не справляются с нагрузкой, было принято решение подключить также аппарат ЭКМО – он позволяет насыщать кровь кислородом при тяжелой дыхательной недостаточности. Однако ЭКМО – это не панацея: этот аппарат насыщает кислородом организм в целом, но не может достаточно хорошо снабжать мелкие сосуды на пальцах рук и ног. В совокупности с развившимся сепсисом это привело к тому, что на руках и ногах спортсмена начался некроз тканей.
Врачи долгое время пытались спасти Роману конечности, но в итоге пришлось удалить сначала стопы, затем пальцы рук. Потом появилась информация о кровоизлиянии и гематоме в головном мозге. Александр Жулин лишь недавно признался, что врачи сообщали ему: судя по анализам и общему состоянию, шансы Романа выжить оценивались всего в два процента.
Однако крепкий, молодой, привыкший к серьезным нагрузкам организм справился. 8 мая Роман впервые вышел в интернет и написал на своей страничке в соцсети, что переживает сложнейшую ситуацию и ему еще через многое предстоит пройти.
Все время болезни у кровати спортсмена дежурила его жена (тоже бывшая фигуристка, чемпионка мира 2009 года) Оксана Домнина, с которой они вместе уже 17 лет. Именно она помогала мужу справиться не только с физической болью, но и с психологической травмой: оказаться в такой ситуации, давать согласие на ампутации – все это для Романа было настоящим испытанием.
«Мы всё преодолеем, я верю! Только живи!», – написала Оксана в соцсети в тот день, когда Роману исполнилось 46 лет. И он выжил.
Читайте также: Москвичка с БАС: «Осознание того, что я нужна, дает силы»>>
Реабилитация, работа над собой и сила духа
В начале июля в сети стали появляться видеоролики, где Роман демонстрирует свой волевой характер: активно осваивает протезы ног, делает различные упражнения, ходит по лестнице и даже занимается на велотренажере и беговой дорожке. Правда, пока по одному часу в день: привыкание к протезам – процесс тяжелый и болезненный. Возможно, эти протезы голеней и стоп – лишь «промежуточные» и врачи будут подбирать оптимальный вариант еще какое-то время.
Протезы для рук пока не готовы. Да и реабилитация, которая на видео выглядит просто стремительной, на самом деле не такая уж простая. Романа «отпустили» домой из клиники всего на неделю – отдохнуть, повидаться с дочкой и сыном и подготовиться к следующим этапам восстановления. В частности, Костомарову рекомендуется и психологическая терапия, чтобы справиться со стрессом после перенесенных испытаний.
В соцсетях чемпион опубликовал обращение ко всем, кто поддерживал его все эти дни, боролся вместе с ним и переживал за него: «Позади 175 дней. Впереди вся жизнь. Благодаря врачам я жив. К сожалению, многое я потерял в этой совместной борьбе со смертью. Но по-другому было никак. Огромная команда под руководством Проценко Дениса Николаевича сделала невозможное. Вытащили меня оттуда. Спасибо всем, кто был со мной рядом: лечил, оперировал, восстанавливал, поддерживал. Здоровья всем».
Александр Жулин, между тем, уверен, что Роман справится со всеми вызовами судьбы и сможет снова выйти на лед.
Читайте также: Онколог Жукова: «Прогресс в лечении рака движется семимильными шагами»>>