Найти тему
БФ «Гольфстрим»

Можно ли воспитывать не наказывая

Когда мы говорим о наказании, у всех рождаются совершенно разные образы. Кто-то считает, что наказать, это ударить, поставить в угол, применить другие методы физического наказания, а всё остальное, это методы воспитания. Для кого - то приемлемо кричать, угрожать, унижать – словесное, моральное наказание. Запереть в комнате, не пустить на прогулку– изоляция. Лишить общения, не разрешить играть, не дать что - то вкусное – наказание лишением.

Поздравь близких с Днем семьи, любви и верности!

Нарушение прав маленьких детей, их достоинства, к сожалению, распространенное явление. Всё это вряд ли можно считать гуманными методами воспитания.

Попробуем разобраться, а возможно ли воспитывать не наказывая, и как тогда добиваться от ребёнка послушания? Есть ли педагогически оправданные наказания?

В современной гуманистической педагогике и психологии абсолютно точно не приемлемы методы физического воздействия и лишения! Также нельзя прибегать к оскорблениям угрозам и унижению.

Важно соблюдать неприкосновенность личности. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному ущербу. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае нельзя отнимать подаренного.

Материалы по теме: Как реагировать на детскую обиду?

Нормативными документами о защите прав ребенка являются: «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания.

Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

Смысл наказания - воздействие на эмоциональную сферу ребенка, с целью вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей любого возраста можно обойтись без него если взрослый (родитель, педагог), учитывает возрастные особенности ребёнка, вдумчиво относится к его индивидуальным особенностям.

В период дошкольного детства, почти всегда, можно найти возможность предотвратить нежелательное поведение ребёнка, вовремя объяснить, предотвратить утомляемость, просчитать реакции ребёнка в незнакомой обстановке.

Одна из задач и обязанностей родителей – научить ребенка уважать свои и чужие границы, принимать и удерживать правила, нести ответственность за свои слова и действия. Чем старше становится ребенок, тем больше требований к нему, его поведению и саморегуляции предъявляется в семье и в обществе. И это нормально, ведь он взрослеет, постепенно формируются функции самоконтроля. В норме, ребёнок 6-7 лет способен контролировать своё поведение, не случайно именно в этом возрасте большинство детей идут в школу. Конечно, будет ещё и период пубертата, который принесёт взрыв гормональных и эмоциональных реакций, но всё это вполне предсказуемо и любящий взрослый способен справиться с этим, не прибегая к разным видам насилия.

Если, всё - же не удалось избежать сложной ситуации, главное помнить - ребёнок, прежде всего, сам нуждается в поддержке. Нет ничего такого, что может изменить ваше отношение к ребёнку, лишить его вашей любви и заботы, даже на короткий период времени!

Когда непросто справиться с нарастающим раздражением, следует помнить:

· Оценивать можно только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко».

· Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за друга, у него отобрали игрушку и он - ударил обидчика.

· Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки (нарушение неприкосновенности другого человека, сознательное нарушение чьих либо интересов, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда окружающим, грубость и др).

· Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вине.

· Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им.

· Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан - прощен, инцидент исчерпан, больше к этому не возвращаемся.

· За один проступок — одно наказание.

· Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

· Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

· Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

· Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

· Наказание не должно вредить здоровью.

Как поступать педагогически правильно и целесообразно:

· Сделать замечание, так, чтобы оно было понятно ребенку.

· Сделать выговор - серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.

· Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил - убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать, или же вовремя не захотел убрать игрушки - меньше времени останется на занятие любимым делом.

· Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это. К абсолютному НЕЛЬЗЯ относятся запреты, касающиеся физической безопасности (переходить дорогу в неположенном месте, залезать высоко на незащищённую поверхность, лезть в розетку и т.д.,).

· Оставьте ребёнку возможность договориться с вами, на обоюдно оговоренных условиях, так он будет учиться брать ответственность на себя. Например, - «Я уберу игрушки после того, как закончится мультфильм».

Часто, обстоятельства складываются так, что родители устают от бесконечных извинений ребенка за проступки, а поведение, которое вызывает их негодование, так и не прекращается. И чего тогда стоят эти извинения? Попробуйте понять, почему так выходит? Возможно, вы ставите нереалистичные задачи? Или ребенку не хватает опыта и тренировки, или он в принципе не понимает, как может поступить по-другому. Возможно, у него сейчас такое количество свободы, с которым он просто не справляется. А может, он привык, что сказать: «Простите, я больше не буду», – достаточно, а все последствия будете разбирать вы: вернете украденную вещь, извинитесь перед ее хозяином, оплатите разбитый телефон одноклассника и т. д.

Желательно, чтобы все, что может быть исправлено силами самого ребёнка, было бы им и исправлено, как на уровне договорённости, так и в вопросах причинённого ущерба.

Дополнительно можно посмотреть материалы для родителей по темам Уверенность в себе, Как повысить свою самооценку и Мотивация. Инструменты самопомощи.

С историями наших подопечных можно ознакомиться по ссылке.

Поддержать программы благотворительного фонда "Гольфстрим" и помочь подопечным можно по ссылке.

Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ "Гольфстрим". Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!