С заброской парашютистов, подготовленных немецкой разведкой, нашим чекистам приходилось бороться всю войну. Кого-то из них готовили в диверсанты, другие должны были собирать информацию о наших частях, их передвижении и обо всём, что интересовало немцев. Задачей контрразведчиков было найти и обезвредить по-возможности всех.
…В ночь на 26 апреля 1945 года рядовой Викман 5-й стрелковой роты 27-го стрелкового полка стоя в карауле, в 2 ч 55 мин. заметил неизвестный самолёт. Он шёл в километре от населённого пункта Смуги с северо-запада на юго-восток. Рядовой заметил выброску парашютистов. Вместе с командиром роты Р. Тыке, ефрейтором Ю. Тюаром и оперативным дежурным капитаном Э. Меривяли они двинулись на поиски. Пройдя порядка километра восточнее населённого пункта, в лесу нашли три парашюта немецкого образца.
Следила за передвижением самолёта и поисковая группа контрразведки 42-й армии во главе с оперуполномоченным Земтиным. Благодаря обнаружению парашютов, чекисты быстрее вышли на след диверсантов. В лесу рядом с хутором в нескольких километрах от точки приземления были найдены трое неизвестных в форме красноармейцев. Сумели подобраться к спящим диверсантам.
Далее в дело включился глава контрразведки армии полковник В. А. Чугунов и его двое помощников. В ходе недолгих поисков выяснили, что взяли не просто вражеских разведчиков, но карателей из дивизии СС. Им была поставлена задача: выяснить, где между населёнными пунктами Вайнеде и Прикули стоят советские части, разведать их численность.
Далее агенты признались, что в абверкоманде им на выполнение задания дали 4 дня. Пароль для перехода линии фронта – «Дейчландагент 1 Ц». В ходе допроса стало известно, что в те же сутки в наши тылы десантировали с парашютов ещё две группы. Первую из 6 диверсантов выбросили в районе Мисы, вторую из трёх агентов ближе к Ауце. Предупреждения об агентах ушли во все части и органы военной контрразведки, которые располагались на данных направлениях.
Уже на следующий день чекисты рижского гарнизона вблизи города задержали одного из шести шпионов первой группы. 29 апреля на регулировочном посту военной дороги полностью взяли вторую группу (десантировавшуюся у Ауце). У них были документы на бойцов, окончивших школу разведки при штабе 42-й армии, возвращающихся в свою часть. Они ещё не успели выполнить своё задание – подорвать часть железнодорожной дороги, идущей из Ауце в Елгаву. Также они должны были фиксировать движение войск по шоссе и добывать документы бойцов-красноармейцев.
Оставшихся пятерых агентов после активных розысков задержали уже после Победы. Но война с немецкими прихвостнями для контрразведки продолжалась ещё долгие годы.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.