Муниципальные спортивные объекты предложили передать под управление отечественным предпринимателям. Такую инициативу Национальное фитнес-сообщество и Координационный совет по развитию государственно-частного партнерства выразили в письме, которое направили премьеру Михаилу Мишустину, пишет газета «Известия». В нем отметили, что из местных бюджетов на эксплуатацию инфраструктуры для спорта, например физкультурно-оздоровительных комплексов, расходуется порядка 60 млрд рублей в год.
Авторы инициативы предлагают такую концепцию: государство может брать на себя часть затрат на содержание объекта и на прямой возврат инвестиции, а взамен получать часы рабочего времени комплекса или его составляющих, например бассейна, тренажерного зала или ледовой арены, и рамках этого времени планировать бесплатные или частично платные занятия. Пока предлагают провести эксперимент в десяти пилотных регионах, начав с такого же количества объектов. Вот что говорит президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина:
Елена Силина президент Национального фитнес-сообщества «Я прошлась по этим объектам в России, в том числе в Москве, как клиент. И что увидела? Огромнейшие многофункциональные комплексы, с прекрасным оборудованием, с шикарным ремонтом, а секций и людей мало. Тренажерные залы, в которых вообще нет тренеров. Стоят тренажеры самой дорогой торговой марки, и там пусто, никого нет, никто не тренируется. Для меня стало очевидно, что такие комплексы управляются без напряжения, без горения, какое есть у бизнеса. Потому что бизнес заточен на то, чтобы извлекать прибыль, а все ФОКи (физкультурно-оздоровительные комплексы. — Business FM) работают просто [с тем], что имеют. Есть бесплатные группы, кто-то захотел записаться — записались. Прилагать усилия, чтобы мотивировать клиента, — этого априори нет. Вот бы нам взять хоть один такой комплекс, мы из него сделали бы конфетку. Можно переломить ситуацию, если развиваться в сторону государственно-частного партнерства. Я искренне верю в то, что мы определим регионы, где, кто, какая организация будет этим заниматься. Безусловно, у министерства спорта есть ряд условий. История очень простая: все ФОКи сидят на бюджете, и 60 млрд рублей, которые выплачиваются, — это чуть меньше половины нашего совокупного объема выручки за год. Знания профессионалов отрасли точно будут полезны государству, людям, которые будут приходить на занятия».
В правительстве «Известиям» подтвердили, что получили это письмо, а в Минспорте сообщили, что поддерживают инициативу, если будут заключены соглашения в рамках государственно-частного партнерства или концессий. При государственно-частном партнерстве государство дает деньги или объект, то есть тот ресурс, которого изначально нет у бизнеса или не хватает ему, а тот эффективно им распоряжается. При этом объект дается в распоряжение на определенное количество лет и остается в собственности государства. Комментирует партнер адвокатского бюро NSP Арсен Аюпов:
Арсен Аюпов партнер адвокатского бюро NSP «Бизнес получает готовый объект с условием, что ресурсами этого объекта надо поделиться с государством. Как он делится? Строит финансовую модель и смотрит, сколько заработает. Если взять общую шкалу способности этого объекта за десять баллов, из них он условно семь оставляет себе, а три отдает на социальные программы, те самые бесплатные кружки, занятия для малоимущих, инвалидов и так далее. Но этой семерки ему уже достаточно, чтобы окупить свои затраты и выйти на прибыль, потому что у него не задействованы большие кредитные ресурсы и большие затраты в запуске этого проекта, объект изначально готов. Ведь какое опасение всегда было у чиновников? Я запускал в регионах много проектов, все боятся, особенно там, что государство даст объект, а вдруг бизнес неправильно им распорядится, по голове-то прилетит тому, кто подписал соответствующее решение. Но государство неправильно и неэффективно распоряжается не потому, что люди плохие, а потому, что у него другая функция — реализовывать социальную политику, но не только самостоятельно, но и руками бизнеса. Когда все поняли это, осознали и апробировали на практике, все заработало».
Механизм передачи спортивных объектов можно применять, но к этому нужно подходить с умом, поскольку весь бесплатный спорт может стать платным, а платный — дорогим, считает сенатор от Амурской области Иван Абрамов:
Иван Абрамов сенатор от Амурской области «Механизм нужно грамотно изучать, чтобы не получилось так, что муниципальные чиновники раздадут самые лучшие ФОКи своим друзьям-бизнесменам в концессию на 30-40 лет или на 20 лет с минимальными затратами, и секции вместо тысячи рублей будут стоить 2 тысячи рублей или еще больше. Поэтому нужно четко разобраться, какое имущество мы передаем в концессию или ГЧП. Оно должно как минимум быть невостребованным либо должно не хватать средств на его ремонт. Если передать бизнесменам хорошие спортивные объекты — мы же понимаем, что у них главная задача в том, чтобы извлечь прибыль. Задача Минспорта — продвижение спорта в массы, и она стоит перед государством в целом. Если это будет стоить больше денег, для многих будет недоступно. Очень тонкий вопрос, чтобы не получилось увеличение стоимости за секции. У нас есть бесплатные секции, они могут стать платными. Наша задача — привлечь как можно больше людей, а не заработать деньги на спортивных объектах. Спорт оздоравливает людей, чтобы мы тратили меньше на медицину».
С инициативой передать часть муниципальных спортивных объектов в оперативное управление отраслевому бизнесу Национальное фитнес-сообщество выступало еще в 2022 году. Тогда письмо направили министру спорта Олегу Матыцину.