Найти тему
Нижегородская правда

Как создавалась одна из главных набережных Нижнего Новгорода

   Современная благоустроенная набережная восхищает нижегородцев и гостей города Оксана Снегирева
Современная благоустроенная набережная восхищает нижегородцев и гостей города Оксана Снегирева

Это одна из самых длинных улиц города, основная часть которой долгое время была скрыта за синим забором. Некогда это было место постоянной торговли и большого скопления людей, сегодня – отличная зона отдыха, где можно встречать рассветы и любоваться закатами. Наконец, это лицо города, речные ворота. Конечно, речь пойдёт о Нижневолжской набережной.

Бойкое место

Всем известно, что набережная имеет два уровня – верхний создан преимущественно для движения транспорта, но имеет и пешеходную часть. Нижний уровень предназначен для променада и велосипедных прогулок. Кстати, строилась Нижневолжская набережная как продолжение Нижнеокской. Но постепенно стала абсолютно самостоятельной и на данный момент явно превзошла свою предшественницу по популярности. Длина набережной – три километра, она протянулась от Казанского съезда до Канавинского моста. И на ней сосредоточены одни из главных достопримечательностей города, в том числе Чкаловская лестница, здание Торговой биржи и торговый дом Рукавишниковых.

История развития этой территории насчитывает не одно столетие. Здесь всегда шла бойкая торговля, а в навигационный период кипела жизнь речников. Улица тогда была хаотично застроена домами, складскими и торговыми строениями купцов и ремесленников. Все постройки были деревянными, а потому тут не раз происходили пожары. После очередного масштабного пожара было принято решение упорядочить застройку и возводить исключительно каменные дома.

В итоге Нижневолжскую набережную проектировали в 1830‑е годы известные архитекторы Иван Ефимович Ефимов и Пётр Данилович Готман. В 1836 году стартовали работы по обустройству набережной. Интересный факт: чтобы грунт не уносило паводком, берег обкладывали булыжным камнем, который привозили из Ярославской и Костромской губерний. Береговую линию искусственно укрепляли и расширяли. Обустройство набережной шло полным ходом, и с 1838 года впервые в истории Нижнего Новгорода стал возможен проезд вдоль городского берега.

   Уже в XIX веке здесь было много пассажирских пристаней Оксана Снегирева
Уже в XIX веке здесь было много пассажирских пристаней Оксана Снегирева

Богатый Нижний

Началась и застройка богатыми каменными домами. Первой такой постройкой стала усадьба Голициных, сегодня она располагается по адресу: Рождественская, 47. Усадьба представляет собой старинный барский дом с двумя флигелями. После революции здания были национализированы и переделаны под жилые квартиры.

Особого внимания, если говорить об исторических зданиях, конечно, заслуживает здание Биржи. Строительные работы развернулись в мае 1895-го, а торжественное открытие состоялось 20 августа 1896 года. Здание стало настоящим деловым центром Нижнего Новгорода. Кроме этого оно восхищало своей архитектурой и убранством – трёхэтажное, с двухсветным биржевым залом. На третьем этаже располагался ресторан с потрясающей панорамой на волжские дали. На втором – комнаты Биржевого комитета с залом для собраний, помещения для нотариусов.

Биржа оставалась в здании до начала Первой мировой войны. В 1914‑м в помещениях открыли лазарет. В советское время в них располагался Дом культуры речников, а в 2000‑е – ночной клуб.

Ну а кто не знает Красные казармы. Разрешение на их строительство было получено в декабре 1834 года. Архитектором выступил Иван Ефимов. Именно он спроектировал комплекс из четырёх зданий – два жилых корпуса на 2600 человек и прилегающие постройки – конюшни, кухни, кладовые. В 1838 году заложили фундамент, а вот стены появились только в 1844‑м. Отделка казарм и вовсе продолжалась до 1853 года. Сегодня возведение казарм назвали бы долгостроем. Да и тогда затянувшееся строительство не вызвало восхищения. В результате многие высшие чины попали под суд. В наше время казармы долгое время стояли заброшенными, потом их планировали перестроить, открыв гостиницу к чемпионату мира по футболу. Не случилось. В последние годы исторические здания не раз выставлялись на продажу. Их стоимость оценивалась почти в миллиард рублей.

   В 1838 году набережная была отделана под руководством инженера Николая Ивановича Лика Оксана Снегирева
В 1838 году набережная была отделана под руководством инженера Николая Ивановича Лика Оксана Снегирева

Куда более завидная судьба, по крайней мере, на данный момент, у торгового дома Рукавишниковых, известного также как фабрика «Маяк». Особняк в готическом стиле был построен в 1911–1914 годах по проекту известного архитектора Фёдора Шехтеля, который и разработал план двух строений – банка, выходящего на Рождественскую, и производственного здания, обращённого фасадом к реке. Последнее оказалось украшено декоративными копьевидными башенками и стрельчатыми высокими окнами, а потому очень напоминало готический замок. Сергей Рукавишников умер в тот же год, когда строительство было завершено, а в следующем году началась Первая мировая война.

В производственном корпусе разместили эвакуированное из Варшавы швейное производство. Позднее оно стало именоваться швейная фабрика № 1, потом – фабрика имени Красной армии и флота. Именно здесь отшивали портянки, суконные рубахи, утиральники и постельное бельё. С 1923 года наладили производство костюмов для работников тяжёлой промышленности. Позднее фабрика стала производственным объединением «Маяк». В советское время изделия, изготовленные на нём, были нарасхват. Трудные времена начались в 90‑е – фабрика закрылась, здание долгое время пустовало. К 800-летию Нижнего Новгорода объект культурного наследия отреставрировали, вернув не только былое величие, но и вдохнув в него новую жизнь.

6 октября 2022 года в здании бывшей швейной фабрики открыли Академию «Маяк» имени Андрея Дмитриевича Сахарова.

Чкаловская лестница соединяет Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные.

Время синего забора

Интересна и история реконструкции набережной, которая произошла уже в наше время. Основную территорию променада, где располагается Речной вокзал, закрыли в 2005 году. Тогда было решено построить на набережной туристический центр. Участок отдали в аренду на 49 лет ООО «Трейд-Парк». Через четыре года новый объект должны были сдать в эксплуатацию. Не сказать, что все горожане тогда разделяли радость от предстоящего строительства, но в итоге и его не случилось. Договор с застройщиком расторгли через суд, но синий забор продолжал стоять. В итоге долгие 13 лет речные ворота города – одно из самых красивых мест Нижнего Новгорода – были скрыты за синим забором. Он тожественно пал лишь в 2018‑м, на набережной тогда началось масштабное благоустройство.

«В апреле подрядчики завершат строительно-монтажные работы, – писали журналисты «Нижегородской правды» в номере от 12 марта 2018 года. – Озеленение и установку малых архитектурных форм планируют выполнить в мае. К 15 числу всё должно быть готово, и нижегородцы наконец смогут увидеть обновлённую Нижневолжскую набережную. Эксперты полагают, что она вполне может стать визитной карточкой города и излюбленным местом отдыха жителей и гостей Нижнего Новгорода».

Собственно, так и случилось. Синий забор ушёл в историю. Сегодня нижегородцы и гости города могут гулять по обновлённой современной благоустроенной набережной, любуясь не только закатами, но и объектами культурного наследия, которое оставили нам нижегородские купцы-промышленники.

Ещё новости по теме

Застройщик получил финансирование на реконструкцию улицы Черниговской

Улица Лузянина, скверы Гусева и Фильченкова появятся в Нижнем Новгороде

От коров до элитных домов: с чего начиналась улица Белинского