Мистические исчезновения военного имущества и денег - дело обычное. Однако очень редко это случается с таким шмаком.
Отличный журнал «Наука и техника» и персонально отличный автор Юрий Каторин шесть лет назад опубликовали статью, достойную войти в золотой фонд этих наших электрических интернетов. Поскольку она все-таки не вошла, привожу сильно урезанный вариант. Полный – по ссылке.
«Вскоре после воцарения императрицы Елизаветы Петровны (1709—1761), 21 августа 1745 года, небольшой русский военный транспорт, шмак* «Дегоп», следуя с грузом из Ревеля в Кронштадт, налетел на подводную скалу недалеко от побережья Эстляндии (Эстония) и сломал себе киль.
Судно спасти не удалось, его разбило прибоем, но команда не только уцелела, но и успела снять наиболее ценное имущество и груз. Командир судна*, доложивши рапортом в Адмиралтейств-коллегию о случившемся несчастии, взял отставку и уехал жить в свое имение, а команду оставил сторожить казенное добро и ожидать указаний из Петербурга. Матросы сложили все имущество в построенный специально большой сарай и стали добросовестно ждать решения своей участи, но ожидание весьма затянулось...
Спустя семнадцать лет (Эстония, мда. - прим Пож.) один из адмиралтейских чиновников, разбирая архив, случайно наткнулся на рапорт командира всеми забытого судна. Резолюции на нем не было!!! О найденной бумаге перепуганный чиновник тотчас доложился по команде. Поднялся переполох – целый экипаж матросов пропал со службы.
К месту крушения была снаряжена многочисленная комиссия, с инструкциями найти и строжайше наказать «беглецов», которая обнаружила на ранее ничейном побережье аккуратную процветающую деревушку в окружении тщательно возделанных полей и огородов. Уездные власти, предупрежденные командиром перед убытием об оставление для выполнения специального задания воинской команды, делами «отдельного гарнизона» совершенно не интересовались. Естественно, никаких повинностей «гарнизон» не нес и налогов не платил…
Матросы в ожидание решения столичного начальства давным-давно переженились на местных барышнях, обзавелись детьми, капитально отстроились (благо ремесло плотника хорошо знакомо каждому матросу-паруснику), обросли скотиной и инвентарем, но, как и прежде, ревностно оберегали сарай с казенным добром, наличие которого полностью соответствовало описи. Также в полном комплекте был и личный состав, который имел «исключительно бодрый и здоровый вид».
Члены комиссии попали в крайне затруднительное положение – ведь все делалось так, как распорядилось начальство, а нельзя же наказывать за строгое выполнение приказа. Какое решение было принято на этот раз по экипажу пропавшего судна, точно неизвестно, но, учитывая полное отсутствие «итоговых» документов, вполне вероятно, что о нем снова благополучно «позабыли». Это вполне устраивало и здорово оплошавшее адмиралтейское начальство и, конечно же, самих матросов».
Источник контента: https://naukatehnika.com/zabyityij-garnizon.html