Привет. Признаюсь честно, я редко оставляю чаевые. Но когда это всё таки происходит - ловлю себя на мысли: "А почему сегодня я оставил чаевые?"
Тут можно пуститься в размышления, мол, настроение было хорошее, зарплата пришла, официантка показалась очень милой и т.п. Но я никого не удивлю, если скажу, что маркетинг и продажи очень любят научные исследования в вопросах поведения людей?
Вот не большая подборка того, как нами манипулируют в казалось бы простых вопросах "чаевых".
Банка наполовину полна.
Это старомодная, популярная и всё ещё эффективная тактика получения чаевых с клиента. Главная фишка в том, чтобы банка/стакан/коробка для чаевых уже была наполовину заполнена деньгами к приходу клиента.
Эта тактика эффективна, потому что она опирается на концепцию социальной психологии, известную как социальное доказательство. Когда мы спрашиваем себя, должны ли мы оставлять чаевые или нет, мы ищем в окружающей среде подсказки о том, что делают другие люди в той же ситуации.
Когда мы видим пустую банку для чаевых на прилавке, мы используем эту информацию, чтобы сделать вывод, что больше никто не дает чаевых, и поэтому мы можем решить оставить сдачу себе. Но когда мы видим банку для чаевых, полную денег, мы думаем, что большинство других клиентов, должно быть, оставляли чаевые, поэтому мы решаем, что и нам следует сделать то же самое.
Социальные нормы являются одними из самых мощных движущих сил поведения.
Золотая середина.
С подобной практикой я встречался реже, хотя, насколько я знаю, на Западе она уже довольно популярна. В данном случае речь идёт не о наличном расчёте, а о банковских транзакциях.
При оплате еды или напитков вы вставите свою кредитную карту, и вам будет предложено оставить чаевые. Варианты чаевых обычно включают три варианта по умолчанию (15%, 20%, 25%). Исследования потребителей показывают, что большинство людей выбирают средний вариант из трех вариантов, и этот конкретный набор вариантов приводит к тому, что типичный покупатель выбирает 20 процентов.
Естественно этот "фокус" можно использовать дальше. Некоторые компании взламывают этот принцип, меняя параметры на 20, 25 и 30 процентов. Хотя у клиентов по-прежнему есть возможность выбрать индивидуальные чаевые, увеличение суммы чаевых по умолчанию заставляет многих из нас давать больше чаевых.
Эта тактика основана на концепции под названием «подталкивание ».демонстрируя, что изменение параметров по умолчанию оказывает сильное влияние на наши решения. Мы не хотим возиться с нажатием дополнительных кнопок, чтобы оставить индивидуальный совет и держать очередь, пока наша чашка кофе остывает, поэтому мы неохотно принимаем вариант чаевых в размере 25 процентов посередине. Просто потому что привычнее тыкать посередине.
Тебе жалко?
Последняя уловка, которую предприятия используют для увеличения чаевых, связана с концепцией социального давления. Часто при оплате еды или напитков официант/бариста/бармен упоминает возможность оставить чаевые, после чего они неловко стоят и делают вид, что не смотрят на вас. Или они могут смотреть на вас свысока, пока вы принимаете решение, тем самым оказать на вас большее давление.
Этот трюк основан на концепции социальной желательности , означающей, что мы ведем себя более желательно, когда другие наблюдают за тем, что мы делаем, по сравнению с тем, как мы ведем себя, когда они этого не делают.
Тоесть сам факт того, что официант стоит рядом с вами и наблюдает за вашими действиями - вынуждает оставить чаевые.
Базара нет, я тут не выступаю против чаевых и уж точно не утверждаю "что все пытаются манипулировать клиентом(хотя вероятно это так)". Я скорее просто хотел рассказать о некоторых хитростях, которые могут поджидать нас в любимой кофейне или местном баре.