Старейшая популярная газета Великобритании The Telegraph вновь обратила внимание на российскую «Ниву». Исторический факт: репортеры издания были одними из первых иностранных журналистов, кто в 1977 году, после запуска внедорожника в серию, побывал на Волжском автозаводе и познакомился с новинкой советского автопрома.
На это раз в интересной статье Эндрю Робертса изложены некоторые ранее неизвестные аспекты появления внедорожника на британском рынке в конце 70-х годов прошлого века. 27-29 августа 2023 года в Сильверстоуне состоится семейный фестиваль автомобильных раритетов Британии. Журналист "Телеграфа» встретился с одним из его будущих участников-владельцем коллекционной «Нивы» 1989 года Раджаном Пеймейкером.
Предлагаем познакомиться с нашим свежим переводом статьи.
Факт, что многие из этих рабочих лошадок российского производства служат до сих пор, свидетельствует об их прочности, хотя многих уже коснулась ржавчина.
Эндрю Б. Робертс, 30 июня 2023 г. The Telegraph
Сорок пять лет назад британский автомобилист, искавший новый полноприводный универсал с бюджетом в 5000 фунтов стерлингов, имел ограниченный выбор. Range Rover был очень дорогим, в то время как полноприводный Talbot Matra Rancho выглядел соответствующе, но стоил 5 670 фунтов стерлингов и в действительности предназначался тем, кто надевал спортивную куртку для сафари, чтобы поехать в супермаркет. А в реальности у вас было всего два варианта: Subaru 1600 Estate и вот эта Niva от дружелюбного местного дилера Lada. Истоки «Нивы» восходят к началу 1960-х годов, когда Министерство автомобильной промышленности бывшего СССР приступило к проектированию небольшого внедорожника. К 1972 году АВТОВАЗ, выпускавший модель ВАЗ-2102 на базе Fiat 124, создал прототип под кодовым названием «Крокодил». Это была первая собственная разработка завода в Тольятти, расположенного почти в 500 милях к юго-востоку от Москвы.
Новая Лада дебютировала в 1976 году как «Нива». Ее 1,6-литровый двигатель с верхним расположением распредвала комбинировался с дополнительной распределительной коробкой передач, что давало владельцу восемь передач переднего хода: четыре на пониженной передаче для тяжелых работ по бездорожью и четыре на для движения по обычной дороге. Для всех режимов трансмиссии имелось три рычага для выбора повышенных или пониженных передач, а также для управления блокировкой дифференциала. АВТОВАЗ заявил, что новая Lada может преодолевать броды глубиной до 20 дюймов и преодолевать уклоны до 30 градусов. Производство началось 5 апреля 1977 года. Когда корреспондент The Telegraph посетил завод 25 ноября 1977 года, в отчете отмечалось, как «Нива» показала «удивительно плавную поездку по булыжному испытательному полигону со скоростью почти 40 миль в час и без усилий выбралась из бетонной траншеи двухфутовой глубины». Британский импорт начался в следующем году с распространением через ограниченное число дилеров.
Импортер Satra Motors амбициозно назвал стиль «щегольским», а сами дизайнеры АВТОВАЗа называли «Ниву» «Renault 5 на шасси Land Rover». Хотя ранние модели не были доступны с правым рулем, 4098 фунтов стерлингов были очень разумной ценой. Автомобильный тест 1979 года показал, что Lada обладает «редкими способностями в суровых условиях», и «концессионеры говорят, что у них есть покупатель на каждую «Ниву», которую они могут получить».
Марк Ки, владелец веб-сайта lada4x4.co.uk, который занимался импортом «Нивы», говорит: «Лады исчезли из автосалонов Великобритании в 1998 году из-за сочетания проблем с выбросами, вызванных нежеланием [тогдашнего равноправного партнера] General Motors поставлять достаточное количество автомобильных систем впрыска, а также проблемы с приобретением праворульных «Самар» и общая деловая сварливость». Однако это был не конец истории. К 2020 году мировые продажи модели достигли отметки в 650 000 автомобилей, а в производстве остается слегка обновленная модель под названием Niva Legend. До февраля 2022 года покупатели из Великобритании могли в частном порядке заказать новую машину у Марка Ки на сайте lada4x4.co.uk; последний же экземпляр был продан в начале 2023 года.
Сегодня оригинальные праворульные версии для британского рынка, такие как экземпляр Раджана Пеймастера 1989 года, составляют лишь толику из 55 штук, которые, как считается, все еще находятся в эксплуатации на дорогах. Как отмечает Марк Ки: «Lada не делала никакой гальваники и даже не бандажировала швы панелей крыши свинцом, так что многие автомобили 80-х и 90-х годов сгнили, прежде чем сломаться. Но пока ты заботился о своей «Ниве», твоя «Нива» заботилась о тебе». Раджан искал подходящую «Ладу» несколько лет, отметив: «Я нашел ее всего в часе езды, стоящей на ферме», а управляемость «Нивы» он описал одним словом: «сложно». «Рулевое управление малочувствительное и много люфта, поэтому держаться прямую - самая сложная часть. Но, с другой стороны, лучше проходит повороты, и начинает давать больше ощущений, как ни странно. Он также очень упругий, так как пружины мягкие». Нива — рабочая машина, и Раджан хвалит ее внедорожные качества. Как и многие другие, эта «Нива» - рабочая машина, и хозяин высоко оценивает ее внедорожные способности. «Она может вытащить Land Rover Defender из грязи! На дороге максимальная скорость составляет около 65-70 миль в час, чего хватает, но если есть подъемы, ей трудновато. «Расход топлива низкий, около 20 миль на галлон, из-за постоянного полного привода и формы кирпича! Посадка за рулем сносная, немного тесновато, да и Лада шумная, хотя печка очень эффективная».
«АВТОВАЗ» никогда не рассчитывал на то, что «Нива» будет привлекать к себе внимание, но Раджан говорит: «У меня никогда не было машины, о которой так много говорят на заправках, парковках и тому подобное. Я часто возвращаюсь к «Ниве» с людьми, которые ее фотографируют».
Перевел с английского Ю.Е.Е., LADA Niva Documentary, 2023 год.