7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Свой престольный праздник отмечает в этот день московский храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.
Величайший из пророков Иоанн Креститель имеет особое попечение о храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, одном из немногих в Москве, который не закрывался в годы гонений на Церковь в России.
Храм основан в 1685 году – именно тогда было построено первое, деревянное здание. В 1714 году было начато строительство каменного храма, отложенное из-за указа Петра I о запрещении такого строительства везде в России, кроме Петербурга. Здание было достроено в 1730–1734 годах. В таком виде храм простоял почти сто лет.
В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Новая каменная двухъярусная колокольня строилась с 1806 по 1810 годы церковным старостой купцом Феодором Резановым.
Затем приход, очевидно, предполагал приступить и к строительству трапезной, которая соединила бы древнюю часть храма с колокольней. Этого, однако, не произошло. Очевидно, помешали война 1812 года, вступление неприятеля в Москву и отвлечение народных сил и средств на борьбу с Наполеоном. Предтеченский храм и весь запресненский район от пожаров не пострадал.
В 1829–1830 годах старую трапезную сменила новая, более обширная. Ее создателем был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787–1836).
Трапезная Предтеченского храма имела приделы: сначала северный в честь Иоанна Воина, затем появился южный придел во имя Софии, Премудрости Божией. В 1894 году по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус построенной к тому времени колокольни.
Среди колоколов Предтеченского храма наибольший в 316 пудов и 23 фунта был освящен в 1848 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским.
В 1890-е годы в храме работала мастерская В.М. Васнецова. Росписи главного алтаря выполнены, как отмечают искусствоведы, рукой самого мастера. В тимпане западной стены над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы. Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам – символы четырех евангелистов. Кроме собственно фигур, стены главного алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви, где также трудился художник. К сожалению, в дальнейшем практически все произведения великого мастера были закрыты слоями краски.
***
…ХХ столетие принесло тяжелые потрясения. С начала века настоятелем Предтеченского храма был отец Алексий Флерин (1863–1937). В 20-е годы он нес бремя возглавления приходского совета и, таким образом, ответственности перед советской властью за имущество и деятельность прихода. В то время, когда людей арестовывали просто из-за их «неподходящего» социального происхождения, это было настоящим исповедничеством.
На Пресне знали, любили и уважали отца Алексия. Люди приходили к нему за советом. По воспоминаниям прихожан старшего поколения, священник был благочестив и строг, мягкосердечен к сирым и слабым. Во многом, видимо, благодаря своему настоятелю Предтеченский храм избежал сетей обновленческого раскола. В страшные 1920–1930-е годы, когда кругом закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, шла компания по «изъятию церковных ценностей», – храм не прерывал служения.
Старший сын отца Алексия Николай погиб на гражданской войне, перейдя из Красной армии в Белую. Младшие дети не могли получить образования из-за своего происхождения из семьи «лишенца» – человека, лишенного в силу своего социального происхождения гражданских прав. Тем не менее, все они прожили долгую и честную жизнь. Сам батюшка прослужил на приходе до 1937 года. За год до кончины с ним случился инсульт, от которого он уже не оправился. Вскоре за ним пришли чекисты, но, увидев парализованного старца, отступились.
Скончался отец Алексий 5 апреля 1937 года. Вся Пресня хоронила настоятеля Предтеченского храма. Из-за обилия народа в церковь с трудом смогли войти даже родственники покойного. Многотысячное шествие провожало гроб до могилы на Ваганьковском кладбище.
В начале 1930-х годов Предтеченский храм лишили звона. Старожилы вспоминали, как разоряли колокольню, сбрасывали колокола, оскверняли старое кладбище. В марте 1930 года городские власти по «ходатайству» рабочих приняли решение о закрытии Предтеченского храма и передаче его под культурно-просветительские цели. Но, слава Богу, решение это не было выполнено. Очевидно, верующие обратились с жалобой во ВЦИК. По Промыслу Божиему их просьба была удовлетворена.
В первые годы Великой Отечественной войны, когда Предтеченский храм хотели превратить в склад, его «ангел-хранитель» монахиня Епистимия, которую называли убогой, закрылась в нем, никого не пускала, в холоде спала на «теплом камушке», еду ей передавали в окошко… До своей кончины в феврале 1975 года матушка Епистимия жила и трудилась в храме, помогала в алтаре.
На Пасху с 5 на 6 мая 1945 года, как сообщал правительству уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Москве и Московской области, в Предтеченском храме присутствовало 10 тысяч человек, трудно было войти в переулок. После Великой Отечественной войны храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.
Прихожане верят, что храм их выстоял в годы гонений во многом и по молитвам святителя Тихона (Беллавина, 1865–1925), Патриарха Всероссийского, который дважды 24 июня / 7 июля 1921 и 1923 годов, в престольный праздник, день Рождества святого Иоанна Предтечи, совершал здесь Божественную литургию.
В Предтеченском храме неоднократно служили и другие Первосвятители нашей Церкви – Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.
…28 марта 2008 года на западном фасаде храма были установлены вновь написанные иконы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
***
Храму уже давно необходимы были профессиональная реставрация внутренней отделки и росписей, кровли, фасадов, напольного камня, золочение купола и креста колокольни. В 2006–2008 годах под контролем «Москомнаследия» с привлечением высококлассных специалистов были проведены реставрационные работы.
Более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения. Под руководством художника-реставратора I категории Владимира Каллистратовича Потапчука (ГУП «Центрреставрация» Министерства культуры России) шла длительная, кропотливая и дорогостоящая реставрация росписей великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, обнаруженных здесь в конце 2006 года. «Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, – рассказывает Владимир Потапчук, – на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это васнецовская рука, его творческая манера».
«В 2007 году, – читаем на сайте храма, – совершилось обретение этих бесценных творений. Теперь, после раскрытия и консервации васнецовских работ, храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне может считаться обладателем значимой и уникальной монументальной живописи Виктора Михайловича Васнецова в России».
***
Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат – работы царских изографов конца XVII века, а также иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (первая треть XVIII века), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII века), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (конец XVII века).
В храме есть икона мученика Иоанна Воина, конца XVII века, с крестом-мощевиком, хранящим в себе части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.
Прихожанами также особо почитается изображение над гробницей с Плащаницей «Положение во гроб Христа Спасителя», икона святителя Николая у южного придела.
К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных святых: преподобных Максима Грека, Паисия (Величковского), Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), блаженной Ксении Петербургской.
***
Главная святыня храма – ковчег с частицами мощей святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Одна из них была передана епископу Бронницкому Амвросию, который был в то время настоятелем храма, в 2008 году из Иерусалима, накануне праздника Собору Иоанна Предтечи.
Вторая частица мощей святого Иоанна Крестителя была передана епископу Амвросию также из Иерусалима в дни Великого поста 2008 года. Ранее святыня принадлежала покойному ныне митрополиту Фаворскому Даниилу (Иерусалимский Патриархат). Его престарелая родственница решила передать мощи русскому священнослужителю.
Ковчег со святынями находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней Литургии в воскресные и праздничные дни.
***
Среди особо чтимых икон храма, конечно же, есть и образы святого Иоанна Предтечи.
Чтение акафиста пророку совершается вечером по понедельникам у юго-западного столпа трапезной части храма перед храмовым житийным образом «Рождество святого Иоанна Предтечи» работы иконописца Ефима Иванова (1686).
Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись в храме отцу Иоанна Предтечи священнику Захарии (из рода Аарона), возвестил о рождении у него сына, которого благочестивые супруги, до преклонной старости лишенные утешения иметь детей, испросили в молитвах. Храмовый образ «Рождество святого Иоанна Предтечи» – икона чудотворная, славящаяся далеко за пределами прихода, перед ним молятся о даровании чад. Сотрудницы храма, несущие послушание за свечным ящиком, рассказывают, что уже несколько счастливых супружеских пар разного возраста заказывали благодарственные молебны святому Иоанну Предтече.
***
Одна из храмовых икон Иоанна Предтечи располагается в отдельном киоте у левого клироса. Эта икона имеет необычное название – «Ангел пустыни».
«Возможно, с самого момента открытия деревянного Предтеченского храма, – читаем на храмовом сайте, – в его стенах хранится святыня более древняя, чем он сам. Это удивительный по иконографии образ Иоанна Крестителя, именуемый “Ангел пустыни”. Время его написания возводится специалистами к первой половине XVII века. На иконе Предтеча изображен в рост, в одеянии из верблюжьей шерсти и с большими ангельскими крылами за спиной. Этим символом иконописец указывает на равноангельное житие Иоанна Предтечи в пустыне, чуждое мирским устремлениям и суете, полностью сосредоточенное на созерцании Бога и служении Ему».
«Предтеча, – пишет кандидат богословия Петр Малков, – много лет провел в пустыне, живя отшельнической жизнью. Именно поэтому он всегда воспринимался в православной традиции как предшественник монахов-пустынников, как образец для подражания в иноческом житии…
Изображаемые на иконе крылья есть образ, символ окрыленной благодатью Святого Духа человеческой души. Крыло всегда напоминает нам об одних из самых загадочных существ – птицах. Люди лишены крыльев и, в отличие от птиц, поднимаясь на вершины гор, вынуждены с трудом восходить по ненадежным и скользким тропинкам. Птицам незнакомы подобные трудности – в несколько взмахов крыльев они перелетают через бездны пропастей.
Той же легкости полета (правда, уже в духовной жизни) призван научиться и человек. Он должен окрылиться Святым Духом и стремительно вознестись на обретенных им крыльях, подобных тем, что мы видим на иконе у земного ангела и небесного человека, пустынножителя и пророка святого Иоанна Предтечи».
Святый Предтече и Крестителю Господне Иоанне, моли Бога о нас!
Николай Головкин
Источник фото: Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне