Деспотический начальник может обладать большей властью, чем мы себе это представляем. Вот почему мы терпим его. Новое исследование проливает свет на начальников, которых мы ненавидим, но в то же время принимаем их существование.
Многие жалуются на начальство, но правильно ли это? Сегодня все меньше руководителей используют настоящее словесное насилие и внушают страх для мотивации сотрудников (если такой метод вообще может кого-то мотивировать). Однако все еще существует большая группа деспотических боссов, которые используют менее экстремальные, хотя и суровые тактики.
проф. Дебора Грюнфельд из Стэнфордского университета решила выяснить, почему мы так хорошо их переносим:
У людей есть тенденция позволять другим доминировать над собой, не сопротивляясь. Люди, которые ведут себя таким образом, как правило, добиваются успеха, даже если окружающие их не очень любят или не очень уважают.
Боссы-враги
Предыдущие исследования показали, что наша склонность поддаваться капризам доминирующих боссов связана с нашим страхом перед ними и перед тем, что они могут сделать, если мы откажемся подчиняться им. Другие исследования показали, что люди часто доминируют, потому что они ошибочно принимают уверенность в себе за компетентность.
В работе, опубликованной в Журнале экспериментальной социальной психологии , проф. Грюнфельд отмечает, что групповая динамика является важным фактором в нашей готовности принять и повиноваться агрессивным боссам:
Мы живем в мире, где ожидается, что господство будет отсрочено. Часто вы находитесь в положении, когда не можете понять, почему все остальные ведут себя так, будто уважают этого человека. Но эта мощная групповая динамика играет важную роль, позволяя плохим боссам сохранять контроль, даже когда остальные не одобряют их тактику.
В одном из исследований группы проф. Грюнфельд, более 100 студентов и сотрудников Стэнфордского университета попросили подумать о ком-то, кого они знают, кто доминирует и агрессивен и «пытается сделать все правильно, независимо от того, чего хотят другие». Участники опроса ответили на ряд вопросов о том, насколько они уважают этого человека и насколько, по их мнению, другие уважают их. Оказалось, что окружающие уважали деспотичного начальника больше, чем себя.
В другом эксперименте авторы использовали онлайн-платформу, чтобы спросить более 400 участников, насколько они уважают члена команды по имени «Джон». Интересно, что Джона на самом деле не существовало, а оценка должна была основываться на анализе анкеты самооценки, в которой руководитель ставил себе высокие оценки.
Затем исследователи сказали участникам, уважают ли другие члены команды Джона так же или больше, чем они, и попросили их переоценить свое уважение к нему. Наконец, участников спросили, отдалится ли они от Джона, если он попросит их выполнить задание. Ученые обнаружили, что люди, которым говорили, что другие в их команде уважают Джона больше, чем они сами, с большей вероятностью уступали ему, даже если лично они его не уважали.
Каков вывод?
Исследования показывают, что неправильное восприятие является сильным предиктором уступок деспотическим боссам, даже если принять во внимание личное уважение или страх перед ними. проф. Грюнфельд считает, что это определяет то, как мы ведем себя в ситуациях, когда лидер является доминирующей сущностью, но плохо выполняет свою работу.
Это не означает, что вы должны напрямую противостоять деспотическому начальству или обвинять других в свержении такого лидера. Существуют тонкие способы создания трения, такие как неодобрительные взгляды или жесты, которые могут сигнализировать о том, что человек перешел черту.