ГАЗ, КАМАЗ, КРАЗ: заслуживают ли уважения советские машины или это просто копии зарубежных моделей?
Ни для кого не секрет, что большая часть советского автопрома была построена на основе заимствования, а иногда и прямого копирования иностранных марок. Политика властей в СССР заключалась в том, чтобы выделять больше ресурсов на проектирование и производство грузовиков, чем на автомобили , и поэтому для многих автомобильных инженеров было престижнее увеличить грузоподъемность грузовика, чем улучшить аэродинамику автомобиля. машина.
Результатом такой политики является то, что в 2019 году в России 35% грузовых автомобилей на дорогах были произведены в советское время . В такой отрасли, как грузоперевозки, прочность, стоимость и простота обслуживания грузовика имеют первостепенное значение, и тот факт, что так много советских грузовиков все еще работает и работает хорошо, вызывает восхищение.
ГАЗ АА
ГАЗ АА — один из первых советских грузовиков. В качестве базы использовался Ford AA, но российская машина имеет усиленное сцепление и более массивный, а значит, более прочный механизм поворотной системы. ГАЗ АА также имеет воздушный фильтр большего размера, что позволяет увеличить срок службы двигателя. Сам двигатель прост в обслуживании, а благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) может работать и на дешевом и распространенном в то время керосине. Из-за нехватки материалов во время Великой Отечественной войны ГАЗ АА покинул завод без установленных передних тормозов и только с одной фарой.
Двигател: 3.2-литров, рядный 4 цил.
Мощность: 40 л.с.
Грузоподъемность: 1500 кг
Максимальная скорость: 70 км/ч
ГАЗ 53
ГАЗ 53, наверное, самый популярный советский грузовик. Было выпущено более 4 миллионов единиц, и многие из них до сих пор работают и работают не покладая рук. В период 1967-1991 годов модели ГАЗ 53 собирались на заводе «Мадара» в Шумене из частей, поставляемых Советским Союзом. Двигатель — бензиновый V8, а в 70-е годы на ГАЗ 53 устанавливали и дизель мощностью 80 л.с. разработан на Варненском машиностроительном заводе. Также предлагалась модификация «Коларов» с дизелем английской марки Perkins.
Двигател: 4,2-литров V8
Мощность: 115 л.с.
Грузоподъемность: 4500 кг
ГАЗ 66
Интересно у ГАЗ 66, или «шишиги», как его прозвали в России, расположение кабины, которая находится над двигателем. Это позволяет установить более длинный грузовой кузов без увеличения общей длины грузовика. Этот уникальный советский «Унимог» обладает потрясающей проходимостью благодаря большому дорожному просвету в сочетании с переменным давлением в шинах. Грузовик также имеет почти идеальное распределение веса между передней и задней осями, что помогает при движении по пересеченной местности. В течение многих лет ГАЗ 66 также использовался армией, но его минус – слабая защита экипажа от мин.
Двигател: 4,2-литров V8
Мощность: 125 л.с.
Грузоподъемность: 2000 кг
Максимальная скорость: 90 км/ч
КРАЗ 255
Этот мастодонт — один из крупнейших дорожных грузовиков Советского Союза. Краз 255, оснащенный большим дизельным двигателем объемом 14,9 л, одинаково хорошо работает как строительный самосвал, так и крупногабаритный самосвал. Он также используется в армии, особенно в инженерных войсках, поскольку его можно модифицировать для перевозки понтонных мостов и рытья котлованов. Последние агрегаты КрАЗ 255 сошли с завода в 1993 году и имеют ресурс между капитальными ремонтами 140 000 км. Внедорожные шины высотой 130 см имеют ресурс около 750 км до замены.
Двигател: ЯМЗ-238 14,9-литров V8
Мощность: 240 л.с.
Грузоподъемность: 7 500 кг
Максимальная скорость: 71 км/ч
Урал 4320
Наверное, нет такой лесозаготовки, где бы не работал хотя бы один Урал 4320. Созданный в 1977 году и передвигающийся по труднопроходимой местности, этот бронтозавр должен был быть оснащен дизельным двигателем от КамАЗа, но пожар на заводе помешал реализации заказа. В качестве временного решения установлен массивный V6 от ЯМЗ объемом более 11 литров. Большой объем способствует достаточной тяговой силе, поэтому езда с полной загрузкой дров по горам и болотам не составляет для Урал-4320 существенной проблемы. Интересен тот факт, что после большого наводнения в Новом Орлеане в 2005 году спасательными машинами, посланными на помощь мексиканской армией, были именно Урал-4320, и только они могут без проблем пересечь затопленные улицы - американские грузовики не предназначены для столь глубокого брода.
Двигател: ЯМЗ-236 11,2-литров V6
Мощность: 179 л.с. с
Грузоподъемность: 6 855 кг
Максимальная скорость: 85 км/ч
ЗиЛ 131
Известный по родным казармам, этот грузовик с колесной формулой 6х6 использовался как транспорт для солдат в условиях пересеченной местности, где расход топлива доходил до 100 литров на 100 км. В кузове есть место для 16 человек на скамьях с обеих сторон, плюс еще 8 сидений в середине третьей скамьи, которую можно демонтировать. У водителя есть блокировка 2-й и 4-й передачи - защита от «выскакивания» скорости на крутом спуске. Двигатель запускался с довольно современной кнопки и был адаптирован для работы на бензине с октановым числом 93 — необычно высокое требование для того времени.
Двигател: 6,0-литров V8
Мощность: 150 л.с.
Грузоподъемность: 5000 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч
ЗиЛ 130
ЗИЛ 130, хорошо известный почти всем, является одним из самых длинных грузовиков в истории. Этот неутомимый труженик впервые покинул завод еще в далеком 1962 году и оставался в производстве без существенных изменений до 2014 года. Для 60-х годов ЗИЛ 130 был вполне современным: с синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач, трехместной кабиной, пневматическими дворниками и передними разбрызгиватели стекла через кнопку на полу. Двигатель ЗИЛ 130 по конструкции и кубатуре идентичен таковому в партийном лимузине ЗИЛ 111, но отличие в том, что у 130 есть ограничитель оборотов на 3200 в минуту. Еще одним существенным отличием является двухкамерный карбюратор в модели 130 по сравнению с четырехкамерным карбюратором в модели 111.
Двигател: 6,0-литров V8
Мощность: 150 л.с.
Грузоподъемность: 6000 кг.
Максимальная скорость: 94 км/ч
КАМАЗ 5320
Мало кто знает, но на передней решетке этого известного в нашей стране грузовика чуть ли не большими буквами появились буквы ЗИЛ вместо КАМАЗ. По сути, первый и, безусловно, самый известный грузовик Камского автозавода был разработан «конкурирующим» Заводом имени Лихачева в Москве. В 1968 году дело даже дошло до окончательных прототипов под названием ЗИЛ-170, выставленных на советские дороги для испытаний, но в последний момент высшее руководство партии отозвало проект и поручило его только что построенному заводу КАМАЗ в Набережных Челнах. Грузовик оказался одним из самых удачных в Советском Союзе и по сей день можно увидеть неустанно работающим на какой-нибудь родной стройке, чаще всего в самосвальной модификации.
Двигател: 10,85-литров
Мощность: 210 л.с.
Грузоподъемность: 10 000 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч
БЕЛАЗ 75501
Только по фотографии сложно представить размеры этой гигантской машины. При высоте 6 метров, длине 15 метров и ширине 8 метров БелАЗ-75501 по размерам соперничает с небольшим жилым домом. Он был представлен в 1991 году и остался в истории как самый большой советский карьерный самосвал. Его максимальная грузоподъемность составляет 480 тонн, или около 80 африканских слонов, а максимальная скорость 40 км/ч достигается с помощью дизельного двигателя от поезда мощностью более 3000 л.с. передает мощность на два электродвигателя на задней оси. Кабина является разработкой японской компании Komatsu, расположена на высоте 4,4 м и имеет такие удобства, как кондиционер и гардероб. К сожалению, единственный экземпляр БелАЗ-75501 был разобран на металлолом в 2000 году.
Двигатель: 165,5 л дизель Д49 от тепловоза
Мощность: 3150 л.с.
Грузоподъемность: 280 000 кг.
Максимальная скорость: 40 км/ч
МАЗ 500
В следующий раз, когда вы увидите ремонт дороги, взгляните на машины, которые там работают. Велика вероятность, что вы увидите МАЗ-500 в модификации водовоза с большой цистерной сзади, либо в модификации крана. Одной из причин, по которой эти машины до сих пор используются, является их надежность — двигатель и основные агрегаты грузовика сконструированы таким образом, что для их работы не требуется постоянный поток электроэнергии. По сравнению с сегодняшними грузовиками, напичканными датчиками и электроникой, обслуживание МАЗ-500 простое и дешевое. Последнее обновление МАЗ-500 было в 1970 году — тогда, помимо изменения названия на МАЗ-500А, были увеличены максимальная грузоподъемность и максимальная скорость до 8000 кг и 85 км/ч соответственно.
Двигател: ЯМЗ-236 11,2-литров V6
Мощность: 179 л.с. с
Грузоподъемность: 7500 кг
Максимальная скорость: 75 км/ч