Мы привыкли, что при четырех цилиндрах рабочий объем редко превышает два с половиной литра, а у V12 вряд ли опустится ниже пяти. Вот почему эти 10 двигателей так шокируют.
С одной стороны, это обычные двигатели внутреннего сгорания. Никаких ракетных или пневматических двигателей. С другой стороны, они настолько удивительны, что трудно даже поверить, что они были сделаны.
И дело не только в экстремально большом или экстремально маленьком рабочем объеме или наличии 10 турбонагнетателей. Так на чем? Посмотреть на себя.
Fiat 130 HP Corsa: четыре цилиндра и 16 000 куб.см
Этот Fiat 115-летней давности можно считать эквивалентом современного автомобиля Формулы 1. Это была ультрасовременная гоночная машина для модели 1907 года
. В то время многоцилиндровые двигатели еще не использовались, а лучший способ увеличить мощность - просто увеличить рабочий объем цилиндров. Лишь много лет спустя будет придуман изящный термин: «нет замены водоизмещению», что означает «ничто не может заменить мощность».
И так гоночный Fiat 130 HP Corsa имел мощность 130 л.с., развиваемую четырьмя цилиндрами, каждый объемом 4071 кубический сантиметр. Сегодня было бы легко разобраться со всем V8. В общей сложности двигатель этой машины имел… 16 тысяч. 286 куб.см
Ferrari 125 S: 1,5 литра и V12
Первая Феррари уже имела 12 цилиндров, но объемом менее 1,5 л.
Энцо Феррари поставил дюжину цилиндров, потому что именно столько было у гоночных соперников. Итальянец был очарован двигателем V12 более 20 лет, когда он впервые увидел впечатляющий седан Packard с 12-цилиндровым двигателем. Заказ на создание первого двигателя V12 в истории Ferrari был отдан Джоаккино Коломбо, который спроектировал агрегат в спальне на одолженной чертежной доске. Работу выполнил Джузеппе Буссо, и у первого в истории Ferrari было сердце.
Энцо Феррари дал автомобилю имя, соответствующее округленному рабочему объему одного цилиндра. Ferrari 125 S (на фото справа) получил двигатель V12 объемом… 1497 кубических сантиметров. Этот алюминиевый агрегат мог развивать мощность до 118 л.с., позволяя водителю развивать на трассе максимум 210 км/ч.
Представленный в 1947 году Ferrari 125 S был небольшим. Весил он всего 750 кг. Он был всего 345 см в длину и 110 см в высоту. Это особенно заметно на этом фото, на котором 125 S позирует рядом с более широкой на 51 см La Ferrari Aperta.
Всего было построено два экземпляра этой модели. Следующий Феррари, тоже гоночный, 159 S тоже имел 12 цилиндров, но рабочий объем составлял 1902 кубических сантиметра.
Итальянская Itala пошла еще дальше, представив в 1925 году 60-сильный гоночный автомобиль с механическим компрессором и двигателем V12 объемом… 1050 кубических сантиметров.
Бенц Виктория: 2915 куб.см один цилиндр
Сегодня 2915 куб.см. хватило бы на шесть цилиндров. Benz Victoria 1898 года выпуска имел один цилиндр.
Автомобиль предлагался во многих версиях двигателя, но эта была самой эффектной. Из трех литров объема он выдавал все 6 л.с. при 700 об/мин, что было действительно хорошим результатом 124 года назад.
Benz Victoria мог бы иметь кузов визави (на фото). Пассажиры находились не только лицом назад, но и напротив водителя. Самые популярные версии были длиной 320 см, шириной 165 см и высотой 175 см.
Максимальная скорость составляла 30 км/ч (что-то удивительное тогда), но Бенц Виктория потреблял целых 25 л/100 км.
Volkswagen Passat W8: восемь цилиндров в форме буквы W
В то время Volkswagen любил необычные конфигурации цилиндров. Помимо VR6 (используемого, например, в одной из версий компактного Volkswagen Golf), в гамме также фигурировал двигатель W8.
Его восемь цилиндров были установлены в форме буквы W, как и в более позднем Bugatti Veyron, также произведенном VW. Двигатель W8 достался топовой версии Volkswagen Passat пятого поколения. Это были дни: восемь цилиндров в машине среднего класса.
Представленный в 2001 году Volkswagen Passat W8 имел 4-литровый силовой агрегат мощностью 275 л.с. и максимальным крутящим моментом 370 Нм, развиваемым при 2750 об/мин. Он давал разгон 0-100 км/ч за 6,5 секунды.
Самая эффектная версия в истории Volkswagen Passat выпускалась всего три года, т.е. до сентября 2004 года.
Cadillac Sixteen: первый серийный V16
В 1929 году начался один из величайших экономических кризисов в истории. Год спустя Cadillac представила роскошный автомобиль с двигателем V16.
Cadillac Sixteen получил двигатель объемом 7 417 куб. см, цилиндры развальцовывались всего на 45 градусов. Двигатель развивал 165 л.с., а с 1934 г. - 185 л.с. Расход топлива был чуть больше, чем у одноцилиндрового Benz Victoria на 32 года старше: 29,4 л/100 км.
Когда роскошь есть роскошь. Cadillac Sixteen имел колесную базу 376 см и более… 50 вариантов кузова. Было всего восемь форм лобового стекла!
Изначально Cadillac Sixteen хорошо продавался, в районе 1,5 тысяч. штук в год. Однако спрос быстро упал до 700 автомобилей в год. Cadillac это не обескуражило, и в 1938 году он представил преемника. Хотя двигатель был меньше (7063 куб. см), он все же имел 16 цилиндров.
Alfa Romeo Bimotore: 16 цилиндров благодаря двум двигателям
Хотя в 1938 году Alfa Romeo представила гоночный 316 V16 мощностью 440 л.с., тремя годами ранее ее автомобиль имел 16 цилиндров, полученных только за счет использования двух двигателей R8.
Один находится спереди, а другой сзади. Каждый был 3165 кубических сантиметров. и 270 л.с. Этот 540-сильный автомобиль развивал совершенно невероятные для того времени 325 км/ч. Напоминаем: это было почти 90 лет назад!
Alfa Romeo Bimotore имел длину 420 см, ширину 151 см и высоту 129 см при весе 1030 кг. К сожалению, Bimotore не очень добился успеха в Гран-при, и было сделано всего два.
Откуда появился логотип Ferrari на Alfa Romeo? В то время гоночной командой этой компании руководил Энцо Феррари.
Bugatti EB 18/3 Chiron: 18 W-образная форма
Фердинанд Пих, тогдашний глава концерна Volkswagen, намеревался расширить свое портфолио еще одним люксовым брендом. Он не смог купить Rolls-Royce, но взял на себя управление Bentley.
Однажды сын Пиеха подарил отцу миниатюрный Bugatti Type 57 SC Atlantic. И так все началось. Пиех решил купить компанию, которая недавно исчезла с рынка.
До начала производства Bugatti Veyron в 2005 году четыре прототипа накалили атмосферу. Одним из них был EB 18/3 Chiron 1999 года (не путать с нынешним Bugatti Chiron).
В исследование поступил полностью функционирующий W-образный двигатель, собранный, проще говоря, из трех агрегатов VR6. 555-сильная конструкция имела 18 цилиндров. С 6255 куб.см. развивал максимальные 563 Нм. Его первый набросок сделал сам Фердинанд Пих в довольно необычных условиях: между Токио и Нагоей в сверхскоростном поезде Синкансэн на конверте.
Внешний вид Bugatti EB 18/3 Chiron был разработан Italdesign (во главе с Джорджио Джуджаро) и Хартмутом Варкуссом, главным стилистом VW. Этот удивительный и красивый автомобиль имел длину 442 см, ширину 194 см и высоту 115 см.
И когда Bugatti Veyron, наконец, пошел в производство, у него было «всего» 16 цилиндров.
Ferrari Testarossa: двухтактный, а не оппозитный
У Ferrari Testarossa 1984-1991 годов был очень необычный двигатель. Его 12 цилиндров располагались в два противоположных ряда, но это был отнюдь не оппозитник.
В оппозитном агрегате каждый цилиндр имеет свой кривошип. В результате двухтактные поршни достигают верхнего (мертвого) и нижнего положения одновременно. На Ferrari Testarossa был один кривошип на два цилиндра, так что это был действительно V12, но с поршнями под углом 180 градусов.
Агрегат объемом 4942 куб.см. с четырьмя клапанами на цилиндр развивал 390 л.с. Он давал разгон 0-100 км/ч за 5,8 секунды и максимальную скорость 290 км/ч. Как следует из названия («testa rossa» означает «красная голова»), крышки распределительных валов окрашены в красный цвет.
Охладители двигателя разместили по бокам кузова, благодаря чему автомобиль имел невероятно широкий для 1980-х кузов (почти 198 см) и эффектные воздухозаборники, а колея сзади была на 14 см шире, чем спереди.
Alfa Romeo 512: 12-цилиндровый оппозитный двигатель
12-цилиндровый оппозитный двигатель — одна из самых редких конфигураций в истории автомобилестроения. Она могла этим похвастаться, среди прочих гоночный прототип Alfa Romeo 512.
Помещенный между кабиной и задней осью, объем двигателя составлял всего 1490 кубических сантиметров. Оснащенный двумя механическими компрессорами, он развивал мощность 335 л.с., а топливный бак составлял 200 л.При массе 710 кг автомобиль имел длину 432 см, ширину 150 см и высоту 105 см. Две Alfa Romeo 512 были построены в период с 1940 по 1941 год.
Chevrolet Corvette 4-Rotor: четыре ротора
Двигатели Ванкеля обычно имеют один цилиндр, до двух. Прототип Chevrolet Corvette 4-Rotor 1973 года получил четыре ротора.
Тремя годами ранее General Motors купила права на тогдашний революционный двигатель Ванкеля, и агрегат, на который вся отрасль возлагала большие надежды, решила включить в свой флагманский продукт Corvette.
Во-первых, он был основан на 2-цилиндровой конструкции, но он был недостаточно мощным. Так количество несущих винтов было удвоено и в 1973 году был представлен прототип, оснащенный таким оборудованием. Красивое купе имело подъемные двери.
Wankel Corvette был одобрен для производства, но позже передумал. Это произошло из-за самого большого недостатка ранних поршневых двигателей с вращающимся поршнем, а именно слишком высокого уровня выбросов выхлопных газов. General Motors отказалась от разработки, и поршни Corvettes более позднего производства совершали возвратно-поступательное движение, а не вращались.