Технологии искусственного интеллекта сейчас переживают настоящий бум. Причём есть области, где искусственный интеллект активно используется уже несколько лет и демонстрирует удивительную эффективность. Речь идёт о морских портах. Эти сложнейшие логистические организации находятся на передовой слияния двух современных технологий: искусственного интеллекта и интернета вещей.
Искусственный интеллект — это технология, при которой в компьютер загружается огромное количество данных, а мощные алгоритмы имитируют процесс принятия решений человеком. Интернет вещей — технология, при которой приборы и механизмы оснащаютя датчиками и обеспечиваются выходом в интернет, что позволяет им взаимодействовать между собой без участия человека. В быту примером интернета вещей может служить «умный дом», когда домашняя бытовая техника работает тем или иным образом в зависимости от ситуации.
По аналогии с «умным домом» такие порты называют «умный порт», «интеллектуальный порт», «смарт порт». Звучит непривычно, но это до тех пор, пока не ознакомишься с работой контейнерного терминала С крупнейшего китайского порта Тяньцзинь. В этом порту действует система автоматической обработки грузов, созданная на базе 5G технологии искусственного интеллекта Huawei, китайского телекоммуникационного гиганта.
Контейнерные краны работают автоматически: забирают контейнеры с судов и загружают на беспилотные контейнеровозы. Маршруты транспортных средств по терминалу рассчитываются и управляются через навигационную спутниковую систему. Поскольку все грузовые и транспортные средства работают только на электричестве, без использования традиционного топлива, порт считается одним из самых экологичных в мире. В результате внедрения ИИ эффективность работы порта улучшилась: скорость погрузочно-разгрузочных работ существенно возрасла. Не говоря уже о том, что не нужно платить зарплату многочисленным портовым работникам. Порт Тяньцзинь безусловно передовой, но сейчас ИИ внедряется в портовую деятельность самых разных логистических хабов: порты Лос-Анджелеса, Гамбурга, Роттердама служат тому примером.
Ещё одно направление использования искусственного интеллекта — прогнозирование времени прибытия судна в порт. Проблема в том, что далеко не все суда придерживаются по тем или иным причинам точного расписания. Это море… ИИ может в режиме реального времени отслеживать маршрут судна при помощи судовых датчиков и таким образом вычислять действительное время прибытия судна в порт. Эти данные чрезвычайно важны для оптимизации времени стоянки и резервирования соответствующих портовых мощностей.
Можно сказать, что наступает время интеллектуальных цифровых портов. Новые технологии должны помочь управиться с увеличением потока грузов и освоболить людей от рутинной работы. Вот только где освободившиеся люди будут работать? В этом смысле ситуация в Российских портах выглядит вполне сбалансированной: отдельные цифровые технологии и автоматизированные системы тоже внедряются, хотя, конечно, до комплексных решений по китайскому образцу ещё далеко. Возможно, спешка в этом вопросе и не нужна, чтобы было время подумать о переучивании и достойном трудоустройстве всех высвобождающихся в результате научно-технического прогресса работников.