К 1957 году журнал Life назвал 50-е годы "ужасным десятилетием" для Голливуда. Но это они не знали, что начнётся в 60-х...
В 1963 году выходит фильм "Клеопатра". Масштабный пеплум, который несмотря на девять номинаций на Оскар, проваливается в прокате, собрав чуть более 38 миллионов при бюджете в 44, чуть не обанкротив Двадцатый век Фокс.
В этом же году выходит "8½" Федерико Феллини, который негласно называют лучшим фильмом кинематографа.
В 1964 году одновременно выходят, пускай один из лучших, но очередной мюзикл про Мэри Поппинс, а вместе с ним авангардный "Вечер трудного дня" в разгар битломании, захлестнувшей Америку.
Если мировой кинематограф и запомнит 1965 год, то это будут вестерны Серджио Леоне и шестичасовой киноэпос Сергея Бондарчука "Война и Мир", а не за очередной фильм с Элвисом Пресли "Каникулы в Гареме".
И пока на Оскаре выигрывают британские, а не американские фильмы в категории Лучший фильм, к 1966 году Голливуд стал не у дел. От некогда великих киностудий, в прошлом правящих миром грёз, остались руины. Киномагнаты, создавшие в чистом поле свои студии в первой четверти века, уже во второй его половине были неактуальны и неуместны как их собственные фильмы, на фоне Феллини, Тарковского, Бергмана, Куросава и всей Французской Новой Волны. До тех самых пор, пока в Америке не появились свои аналоги Феллини, Бергмана, Тарковского и Куросава, которые насмотрелись европейских фильмов и на обломках старого решили создать Новый Голливуд.
ЕВРОПА VS АМЕРИКА. 1:0
Любое новое течение рождается в следствии кризиса.
Заканчивался Золотой век Голливуда. Золото было передано телевидению. С одной стороны отсутствие зрителей в кинотеатрах и борьба за их внимание развили кинематограф (за меньше, чем десятилетие) так, как бы не развило и за четверть века.
Широкий экран, цветовая насыщенность, стереозвук и даже 3D! Аудиторию едва удавалось удерживать за счёт примочек, но точно не увеличивать её.
Киномагнаты, создавшие в своё время, казалось, бессмертные киностудии не понимали, что происходит в силу своего консерватизма и закоренелости. "Старый Голливуд", который в 60-х продолжал снимать фильмы по проверенной схеме 50-х и раннее годов, не мог понять, почему молодежь толпой ходит на бессюжетное и скучное "Фотоувеличение" Антониони, подражает выскочке Годару и знает наизусть фильмы Трюффо, который из фильма в фильм снимает про одного и того же человека.
И хотя появлялись сложные психологические картины под влиянием всё той же Европы ("Блики в золотом глазу", "Погоня"), их отказывались признавать киномоголы и в основе своей, эти смелые киноленты терялись на фоне бесконечных мюзиклов и однотипных вестернов. Все эти редкие фильмы, скорее исключения, появившиеся раньше правила.
Всё изменилось за счёт не значительного, на первый взгляд, но основополагающего явления, которое олицетворяет Новый Голливуд.
В 1966 году миром правила рок-музыка и на самом пике её чартов была британская группа, а не американская. Именно через рок-музыку видны предпочтения публики и это был не Фрэнк Синатра...
До того момента пока два продюсера не предложили адаптировать имидж Битлз под американскую рок-группу и поместить её в рамки ситкома
Так на смену Британским Битлз появились американские Манкиз.
Это сериал не только получил премии эмми, но и стал самым популярным шоу в Америке. В 1967 году один альбом The Monkees превышает продажи одного битловского "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", и два альбома от The Rolling Stones. Вместе взятые.
В каком-то смысле Америка делала то же самое с кинематографом. Она брала лучшие приёмы, подход к съёмкам и стилистику у европейских мастеров и национализировала свои фильмы, делала своими, а иногда и вовсе переманивала к себе европейских режиссёров, как она делала в конце 20-х годов.
Жёсткая студийная система, в которой на первом месте был продюсер, а не автор, была чем-то инородным в организме дышащим свободой и цветами. И, конечно, организм этот слушал не "Вестсайдскую историю", а Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин.
И вдруг сменив цветы на кинокамеры, эта молодежь начинает снимать про себе подобных и про то, что волнует её лично.
ЗАКАТ ЦЕНЗУРЫ.
Близился закат Кодекса Хейса, - свода смехотворных правил и алогичной цензуры, - но он был ещё в силе.
Манкиз, пускай и выходит в прайм-тайм и говорит с современной публикой на одном языке, это всё-таки сериал, продукт телевидения, которое также сыграло свою роль в том, что молодёжь перестала ходить в кино.
Что насчёт фильмов?
Первым яблоком раздора был "Кто боится Вирджинии Вульф", где будто каждая реплика пренебрегала кодексом тридцатилетней давности. Будь то издевательство над семейными ценностями в виде свободных отношений, пьянства и сексуальной раскрепощённости или аморальность каждого из персонажей, которая к финалу без хэппиенда достигала своего пика.
Кодекс Хейса официально канул в лету именно после этого фильма, открыв дорогу подобным неоднозначным картинам.
В летний кинопрокат выходит картина со слоганом, они молоды, они влюблены, они убивают людей. К этому можно было добавить только одно: "Они грабят банки!"
Бонни и Клайд стал результатом слияния жанровых традиций гангстерских фильмов, нового поколения режиссёров и вмешательств Годара и Трюффо, через которых проходил сценарий.
Избыточное насилие, секс, бунтарский подход, какой был в Америке в последний раз при рождении рок-н-ролла десятилетие назад — всё это было в одном фильме.
Молодые американцы после просмотра очередного шведского артхауса перекочевали в соседний кинотеатр, чтобы посмотреть отечественный фильм, потому что он говорил с ним на одном языке — языке свободы. И не только с молодёжью! 10 номинаций на Оскар, включая Лучший фильм года и 50 с половиной миллионов сборов при бюджете более двух, говорило лишь о том, что этот фильм стал хитом не для узкой категории молодых хиппи и элитарных интеллектуалов, а для всей Америки.
Отсутствие запретных тем и предрассудков, подарило новому поколению кинематографистов плацдарм, с которого можно было либо взлететь, либо упасть в пропасть.
Сложно переоценить картину "Бонни и Клайд" Артура Пенна, но фильм в буквальном смысле занимался переосмыслением знакомого сюжета, а сценарий к нему проходил с оглядкой на французскую новую волну. Уже был фильм, плюнувший на кодекс Хейса. "Бонни и Клайд" подарили свежий взгляд на подход к фильмам старого жанра, но это было только начала.
Включая два этих фильма, стоит выделить ещё три таких же краеугольных камня Нового Голливуда.
"Выпускник" Майка Николса, снявшего "Кто боится Вирджинии Вульф" на этот раз кардинально развернул жанр. Фильм наконец заговорил о том, что волновало каждого молодого человека на свете и препарировал извечный конфликт поколений. Именно через выпускника режиссёр рассказывает о перепутье, где ни одна из дорог не поведёт молодого человека в нужное направление и герой Дастина Хоффмана это знает. Когда впервые в жизни он понимает, чего он хочет, он начинает действовать, где герой другой эпохи, национальности и менталитета не предпринял бы ничего. Но даже тогда его искренние действия не могут ответить на извечный вопрос:"И что дальше?", — оставляя за автобусом шлейф неопределённости.
И хотя изредка появлялись такие фильмы, как "Полуночная Жара", которые давали отпор консервативному нафталину, раскрывая тему расизма так, как до этого не делал ни один фильм. Всё же привычная голливудская система продолжала функционировать и подобные фильмы были просто сбоем программы.
До того момента, пока не появился он...
"Беспечный Ездок" можно назвать главным фильмом этого течения, которое появилось из-за двух хиппи, затеявших после двух затяжек снять свой фильм.
Бессюжетный, снятый ноунэймами роуд-муви с психотропным монтажем и непрофессиональными актёрами при бюджете в около 400 тысяч, собрал в прокате 60 миллионов. На Каннском Кинофестивале придумали отдельную награду ради этого фильма - Лучший Дебют.
Деннис Хоппер режиссировал и писал сценарий с Питером Фонда, которые и снялись в фильме, в одном из главных в истории кино. Весь фильм они просто едут по стране, встречают людей и курят травку у огня и сейчас это сложно представить, но тогда до этого никто так не снимал. Зритель видел в этих бродягах себя и верил им.
При всём несерьёзном, наркотическом угаре, он поднимал те темы, которые волновали каждого. Один только слоган фильма говорил со зрителями больше, чем всё, что снимал Голливуд последние десять лет:
"Он искал Америку, но нигде ее не мог найти".
Это то, что отзывалось в каждом, кто не знал ответа на вопрос, куда мы движемся и в правильную ли сторону. И не удачный ли для этого вопроса подобран жанр? Роуд-муви.
Таким образом, низкобюджетный Беспечный ездок совмещал себе все главные аспекты, для нового течения, где хотя бы один из или все сразу, будут сквозной нитью сшиты через весь Новый Голливуд.
1) Актуальные проблемы современной Америки и всего мира.
2) Свобода мысли, высказывания, действия.
3) Насилие.
4) Секс.
5) Переосмысление ценностей, прошлого и настоящего.
И какая музыка подходит для этих тем лучше всего? Та, которую слушали миллионы. Бесконечные мюзиклы 60-х, которых отличало от фильмов 30-х годов только наличие цвета — были чем-то архаичным на фоне рок-н-ролла, захватившего мир. Это началось ещё с фильма "Выпускник", когда композиторами выступили суперпопулярные Саймон и Гарфанкел. И это умножилось Деннисом Хоппером, когда он поместил в фильм все популярные песни того года, которые играли по радио. Какого было удивление зрителей, когда они только что слышали эту музыку из джукбокса, а теперь слушают её в кинотеатре.
Если и выбирать главный фильм Нового Голливуда, то безусловно "Беспечный Ездок".
Но эта колода будет неполной без ещё одного фильма в жанре бадди-муви.
"Полуночный Ковбой" рассказывал о провинциале, который отправляется в большой город, чтобы покорить его, но вместо этого он уничтожает его личность и принципы. Вместо пути альфонса, по которому он хотел идти, он зарабатывает гей-проституцией. И едва ли хоть какой-то фильм до этого мог так свободно говорить об этом, но даже не это важно для того, чтобы быть одним из краеугольных камней нового течения.
После отмены кодекса Хейса, появилась новая система рейтингов, которая в общих чертах сохранилась до наших дней. Фильм получил рейтинг X, львиная доля картин с подобным рейтингом содержала порнографический характер и Полуночный Ковбой стал первым фильмом с этим клеймом, получившим Оскар за Лучший фильм года.
Если недавно Академия делала мультиноминантом неуместный пеплум, на который никто не ходил, то теперь Голливуд и Академия своим жестом признала актуальность проблематики и поняла откуда повеяло свежим воздухом в затхлый салун однотипных вестернов и фальшивых мюзиклов.
Благодаря подобным фильмам Новый Голливуд заявил о себе, чтобы стать свободным от продюсеров и создать лучшее десятилетие в истории кинематографа.
_________________
Продолжение следует...
А какой фильм Нового Голливуда Вы бы назвали краеугольным или главным в его зачатке? Пишите в комментариях и оставляйте, не менее краеугольные лайки для этой статьи.
Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!