Павел Владимирович Клушанцев (1910 - 1999) - не только выдающийся кинорежиссер, классик кинофантастики (не только советской, а мировой), изобретатель невиданных до него спецэффектов, растиражированных позднее такими мэтрами, как Стенли Кубрик, Ридли Скотт и Джеймс Камерон.
Он написал также несколько книг за излюбленную им тему освоения космоса, также пионерских для своего времени и проникнутых завидным историческим оптимизмом.
"К далеким планетам"
Книга "К далеким планетам", изданная в 1959 году, предназначалась детям, была написана простым, ясным языком и снабжена множеством картинок буквально на каждой странице.
Помимо астрономического и технического ликбеза для юных читателей, в книге описаны поистине фантастические проекты, вроде экспедиции с посадкой на Луну (если книга вышла в 1959 году, текст писался и иллюстрировался раньше - издательский процесс с СССР был долгим и требовавшим уймы согласований).
Картинки местами прямо упоительные. Хотя их рисовали профессиональные художники (Е. Войшвилло и Ю. Киселев), Клушанцев, несомненно, руководил их работой, поскольку иллюстрации должны были точно соответствовать тексту - например, описанию лунного ландшафта.
Очень подробно описан и проиллюстрирован проект космической станции с искуственной гравитацией. Таких даже сейчас не существует, хотя фантастами идея давно облюбована (особенно кинофантастами).
В согласии с научными воззрениями своего времени, Клушанцев пишет о том, что, с высокой долей вероятности, на Венере и на Марсе имеется жизнь. На Венере - жизнь доисторическая, а про Марс Клушанцев пишет осторожно, не утверждая прямо, что там существует высокоразвитая цивилизация.
В общем, для своего времени это была очень смелая и, как говорят ныне, крутая книжка.
"Одиноки ли мы во Вселенной?"
Книга "Одиноки ли мы во Вселенной" писалась и издавалась в совершенно другую эпоху, когда космические полеты (пусть не далее Луны) стали реальностью. Проблема одиночества и уникальности (или, наоборот, не уникальности) нашей земной цивилизации обсуждалась тогда и учеными разных специальностей, и фантастами, и интересующимися космосом обывателями.
Напомню, что в 1962 году вышло в свет первое издание монографии астрофизика Иосифа Шкловского "Вселенная. Жизнь. Разум", в которой с математическими выкладками доказывалась неутешительная идея о том, что человечество в космосе одиноко, и никаких собратьев по разуму нам встретить не суждено. К 2006 году вышло семь изданий этой книги, то есть ее проблематика не утратила актуальности.
Клушанцев в этом отношении полон исторического оптимизма. Он верит в силу разума, в развитие техники, в возможность взаимопонимания разных разумных существ.
Что касается возможного вида инопланетян, то в книге содержится богатая коллекция гипотетических вариантов, учитывающих различия условий для жизни в разных мирах.
И напоследок затрагивается проблема поиска общего языка, которым, естественно, может быть прежде всего язык математики и логики.
Мемуары Клушанцева
Существует скромный, но содержательный сайт, посвященный Павлу Владимировичу Клушанцеву. Создатель сайта просит о помощи (не денежной):
Нужна помощь альтруиста в грамотном переводе сайта на английский язык этого некоммерческого сайта для популяризации отечественных достижений за границей среди простых пользователей.
До сих пор альтруиста не нашлось, в англоязычной версии сайта имеется только "шапка", без текста.
Дочь Клушанцева, Жанна Павловна, сетовала на отсутствие интереса издателей к мемуарам отца:
Я предложила: "Папа, почему бы тебе не написать мемуары?" Он взялся за работу, однако до конца ее довести не успел. Разбирая отцовские бумаги после его смерти, я нашла план глав книги и разрозненные записи. И решила довести рукопись до конца, следуя составленному папой плану. Писала от имени отца, кое-где руководствуясь своими воспоминаниями, но в основном по его рукописям - они очень живо передают папины интонации, голос. Книгу издать за свои деньги я не могу - моей пенсии впритык хватает на жизнь. Хотя было бы символично, если б папины мемуары вышли к 2013 году - 80-летию Леннаучфильма, где он проработал много лет.
Эх, в мире проклинаемого многими капитализма Клушанцев был бы миллионером, его близкие не знали бы материальных затруднений, а за право опубликовать мемуары сражались бы несколько крупных издательств...
Сейчас эти мемуары можно скачать с сайта бесплатно в формате rtf.
После очень недолгого благополучного дореволюционного раннего детства (Клушанцев - из дворянской обеспеченной семьи) - постоянные трудности, лишения, необходимость выживать и физически (борьба с костным туберкулезом), и материально, и творчески.
Как признавался Клушанцев,
"на протяжении почти всей моей жизни мне мешали две вещи: мое не пролетарское происхождение («наш дворянчик» - звал меня Гаврилов, наш замдиректора в послевоенное уже время) и мое нежелание думать как все, на все иметь свое собственное мнение. Я столкнулся к этим еще в студенческие годы и ощущал на протяжении всех сорока двух лет своей работы в кино".
О трудностях и даже трагедиях своей жизни Клушанцев говорит сдержанно, объективно, без гневных филиппик, ведь главное для него - творчество, самореализация. После того, как его "ушли" из кино, он занялся писательством, популяризуя свои идеи в самой юной аудитории.
За более чем двадцатилетнюю работу в Детгизе, я написал шесть книг для детей разного возраста на космические темы. Это были: «К другим планетам» 1959 год, «О чем рассказал телескоп» 1962 год, «Станция Луна» 1965 год, «Марсиане, отзовитесь!» 1968 год, «Дом на орбите» 1975 год, «Одиноки ли мы во Вселенной» 1981 год. Эту последнюю книжку я написал на основе сценария «Люди на звездах», чтобы не пропала даром проделанная работа.
--
В своей космоопере я старалась придерживаться традиции гуманистической фантастики - без звездных войн, мрачных антиутопий и трагического одиночества человечества во Вселенной.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".