Найти тему

49. Тема 46. Орфография.Орфограмма. Правила орфографии 1.

Художник Николай Федяев.
Художник Николай Федяев.

Задание 1.

Давайте порассуждаем.

В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. Почему письменный язык отличается от устного языка?
Почему буквы во многих словах нужно писать не так, как они слышатся? Например, нужно писать молоко, а не
малако?

Сначала попробуй сам (сама) ответить на эти вопросы.

*******

Многие слова русского языка записываются на письме не так, как они слышатся в устной речи.

Причин этому много.

Например, многие слова сохранились в языке с древних времён, и писать их принято традиционно, по-старому, хотя язык и даже алфавит, в течение столетий несколько раз изменялся.

А ещё, потому что люди в разных местах нашей большой страны одни и те же слова говорят по-разному.

Например, слово МОЛОКО. На севере нашей страны, говоря это слово, люди делают ударение на О в каждом слоге: МОЛОКО.
На юге страны, наоборот, говорят МАЛАКО. А в некоторых местах даже говорят МЛЕКО, МЛОКО, МЛЁКО.

Подобных этому слов в русском языке очень много.

Есть и другие причины, связанные с изменениями в социальной и материальной жизни страны, с появление в русском языке новых слов, а также слов, пришедших из иностранных языков...

Было решено, чтобы люди лучше понимали друг друга, нужно письменно писать такие слова всем единообразно, то есть одинаково. А говорить можно так, как привычнее.

*******

Давным-давно люди писали без всяких правил. Сначала они даже слова друг от друга не отделяли.

-2

А это фрагмент писаной рукою книги.

-3

И наступило время, когда людям многое из написанного стало трудно понимать. Потому что каждый писал слова, как слышал. Образно говоря, задумались люди и решили, что нужен один - единообразный - письменный язык на всех. Писать все должны одинаково!

- Как появились правила русского языка?

Чтобы все писали единообразно, понадобилось изучить язык и написать правила, почему слова нужно писать так, а не иначе, и где ставить запятые и другие знаки препинания.

Зачем человеку нужно и важно писать по правилам русского языка, писать правильно – грамотно?

*******

Чтобы человек, читающий, что ты написал, понял тебя правильно. А ты чтобы, читая, понял правильно другого человека.

Если бы все люди жили по правилам, всем бы жилось лучше.

-Почему считается, что знание правил русского языка помогает людям?

*******

Потому что это помогает людям одинаково писать разные слова. Как бы они ни произносились в разных областях России. Это помогает людям, живущим в разных местах нашей страны и людям из других стран, изучающим наш русский язык, правильно понимать друг друга. А это значит, что чем грамотней будет человек, тем меньше будет ссор, обид и даже войн.

*******

Правила написания слов в русском языке изучает ОРФОГРАФИЯ.

*******

Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме.

Орфография (От греч. orthos — правильный, прямой, grapho — пишу) — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов в письменной речи. И в котором определяются единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек).

Современная русская орфография зиждется на Своде правил, принятом в 1954 году.
Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях.
Изменяются реалии жизни, изменяется общество, язык развивается, появляется много новых слов.

В русский язык входят слова и выражения из иностранных языков.

Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и включаются в орфографические словари более поздних изданий.

Считается, что самый полный словарь современного русского языка составлен под редакцией В. В. Лопатина (М., 2000).

Русская орфография, как система правил написания слов, состоит из пяти разделов.

1. Передача буквами звукового (фонемного) состава слов.

2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос части слова с одной строки на другую.

5. Графические сокращения слов.

Каждый раздел орфографии – это большая группа орфографических правил, объясняющих правильность написания слов на письме.

Основным понятием в орфографии является понятие ОРФОГРАММЫ.

Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать». [От греч. orthos - правильный, gramma - запись, письменный знак].

Орфограмма – это место в слове, где при письме нужно выбирать букву с опорой на правило. Это буквы или определённые места в письменной речи, находящиеся в слабой позиции.

Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.

Как определить орфограмму в слове?

Рассуждаем логически. В русском языке при произношении слов фонетическая - звуковая - позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой.

Например, сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Под ударением гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением: лес, речка, лёд.

А если мы возьмём слова: леса, река, ледяной? Гласные уже не слышатся чётко и ясно. Это и есть звуки в словах в слабой позиции. Это и есть орфограммы!

Задание 3. Работа в тетради. Напиши число, тему.

Рассмотри картинку.

-4

- Прочитай текст.

Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка! Это белочки затеяли игру. Петя почувствовал их радость жизни. Лесная сказка!

- Выпиши из текста через запятую слова - имена существительные. Поставь ударение в словах. Поищи в этих словах текста «слабые места» - орфограммы.

-5

Задание 4. Проверь правильность своей работы.

О׳сенью, в лесу׳ , тишина׳, нога׳ми, ли׳стья, ве׳тка, бе׳лочки, игру׳, Пе׳тя, ра׳дость, жи׳зни, ска׳зка.

Как видим, в тексте много орфограмм.Они могут находиться в разных частях (морфемах) слова. Если снова обратиться к тексту, видим, что они могут находиться и в разных частях речи. И для каждой в русском языке есть своё правило!

Все орфографические правила объединяются в группы по разным общим свойствам.

-6

Задание 5. Рассмотрим самую распространённую группу орфографических правил, которые изучаются в школьной программе:

"Согласные и безударные гласные в корне слова".

Вспомни, что КОРЕНЬ - это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное лексическое значение.

Если слова имеют разное лексическое значение, но КОРЕНЬ остаётся тот же, такие слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ.

ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова близки по смыслу, но разные по значению. Например: дом, домовой, домишко; вода, водный, подводник. (43. Тема 40. Морфемика. Состав слова. Морфемы.Родственные слова).

******* Рассмотри Таблицу 1. "Гласные и согласные буквы в корне слова: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые".

-7

Рассматривать орфографические правила мы будем, используя стихи замечательного советского поэта Роберта Рождественского.

Роберт Рождественский. 1932 - 1994.
Роберт Рождественский. 1932 - 1994.

Прочитай стихи, насладись лёгкостью, воздушностью стиха этого поэта. Зарядись позитивом и хорошим настроением!

Человеку надо мало…

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила.

Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного.
Это, в общем-то,
 — пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

1973 г.

Задание 6. Работа с текстом.

Найди в стихотворении Роберта Рождественского и выпиши в тетрадь все имеющиеся орфограммы, показанные в Таблице 1."Гласные и согласные буквы в корне слова: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые".

Подчеркни орфограммы. К проверяемым гласным и согласным подбери и запиши проверочные (однокоренные) слова.

-9

Задание 7. Проверь правильность выполнения задания.

1.Безударные проверяемые гласные в корне слова: находил - находит, начала - на’чат, тропинка - тро’пка, вела’- вёл, тишину - ти’шь, клочок - кло’к, родство - ро’д, (о) скоростях - ско’рость.

2.Непроверяемые гласные и согласные: Человеку, один, одну, голубой, человечеством, планету, дорогу, скоростях, невеликая, награда, пьедестал.

3.Проверяемые согласные в корне слова: чтоб - чтобы, Друг - друга, враг - врага, родство - родит, Родина.

4.Непроизносимые согласные в корне слова: межзвездную.

-10

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

Ребята, обязательно анализируйте свои действия после каждой Темы. Это благополучно "уложит" Ваши познания в Вашем сознании!

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все сведения по изученной теме.

-11

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать канал: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.