Обычно о сложных явлениях говорят, что они «больше, чем сумма их частей». Когда сопутствующие факторы комбинируются определенным образом, могут происходить новые неожиданные вещи. Уникальные свойства воды —например, ее способность тушить огонь — нельзя предсказать ни по одному из составляющих ее элементов (водороду и кислороду). В буддийской терминологии такие возникающие свойства называются «обусловленными явлениями». Они существуют только до тех пор, пока преобладают поддерживающие их причины и условия. Если использовать электролиз, вода разделится на атомы водорода и кислорода, и потеряет способность тушить огонь.
Вполне реальное ощущение себя как обладателя опыта (того, кто действует, и того, на кого воздействуют), можно понять как возникающее свойство пяти кханда. Когда в буддизме говорится об «отсутствии меня», имеется ввиду невозможность найти сущность, которая, как мы считаем, живет отдельно от ежеминутных воздействий пяти кханда. «Отсутствие меня» означает, что мы признаем существование феномена, который мы договорились называть «личностью». Просто он не таков, каким мы его считаем.
Аджан Джаясаро
18.04.23