Хотел бы описать взгляд со стороны строительного эксперта на извечную проблему России - "плохие дороги". Под этим понятием обычно подразумевают дефектное состояние дорожного покрытия.
Основные причины:
1. Некомпетентность чиновников в вопросах строительства и проектирования
Вместо того, чтобы подходить к вопросу взвешенно, по пунктам:
Пункт 1. Провести изыскания, выяснить причину повреждений асфальта.
Пункт 2. Выполнить проектирование дорог с учетом (самое главное - прогнозируемых в будущем) нагрузок
Пункт 3. Выполнить полную замену основания
Пункт 4. Уложить новый асфальт.
... чиновники переходят сразу к пункту 4, игнорируя весь здравый смысл.
Да, есть контролирующие органы, есть организации типа "Губернаторского контроля", но среди них очень мало профильных специалистов. Каждый год проводится множество гос. закупок на астрономические суммы. Один и тот же участок дороги может ремонтироваться каждый год на средства налогоплательщиков, и это чиновников устраивает.
2. Неспособность текущего основания автодорог выдерживать нагрузки от транспорта
Для примера - дорога через костромской мост. Через этот путь идет большегрузный транзитный трафик от Санкт-Петербурга и Москвы в сторону Кирова и Перми. Его строили в 1960-х годах под транспортные нагрузки того периода
Каждый год образовываются большие колеи и каждый год их решают залить сверху новой порцией асфальта.
Строительной лабораторией были отобраны керны в дорожном покрытии. Они получились глубиной около 40-50 см. Состояли из 10 слоев асфальта (разных, тут и мелко- и крупнозернистый, даже ЩМА) и слоя щебня толщиной всего в 2-3 см!!!. Далее располагался слой песка...
Получается, что несущего слоя основания в этой дороге попросту нет. Его надо создавать заново с учетом текущих и будущих нагрузок. Но чиновники из года в год выбрасывают деньги "на ветер", меняя покрытие из асфальтобетона.
3. Чиновники намеренно скрывают фактическое состояние дорог.
Отчетность чиновников перед вышестоящими приводит к замалчиванию реальных фактов. Это происходило всегда. Вспомните "Рязанское чудо" при Хрущеве.
Для примера - Суринский путепровод в Ярославле.
Несколько раз в году там образовываются такие повреждения асфальта, что полгорода встает в дикие пробки. Асфальт проваливается в железобетонные конструкции путепровода, т.к. бетон основания путепровода уже превращается в песок (воздействие времени и дорожных реактивов). Чиновники просто меняют асфальтобетонное покрытие путепровода. Но сами конструкции уже находятся в аварийном состоянии. Мост нужно закрывать. Но путей объезда этой трассы нет.
Лишь в прошлом году было произведено предпроектное обследование путепровода, но до реальных мер дело до сих пор так и не дошло.
4. Низкий уровень ГОСТов.
Технологии не стоят на месте, и для новых материалов нужны новые критерии качества. На данный момент качество асфальта определяется на основе ГОСТов, разработанных десятилетия назад.
Требования этих ГОСТов и так были низкие, в них много рекомендуемых, но не обязательных параметров. Нечестные подрядчики подстраиваются под эти ГОСТы для получения нужных результатов. Например, увеличивая содержание битума в асфальтобетонной смеси, можно увеличить показания готового асфальтобетона по водопоглощению. Это прямо не запрещено, но в дальнейшем приводит к образованию повышенной колейности на дорогах.
5. Коррупция
Тут и так все известно. Но в цепочке Подрядчик - Технадзор - Заказчик есть еще скрытое звено - Строительная лаборатория, подтверждающая качество работ по асфальтированию. Так вот, нечестных на руку лабораторий довольно много, они подстраивают свое оборудование под требования Подрядчика. Поэтому "на бумаге" качество работ выходит удовлетворительным.
К сожалению, решения основной проблемы России пока не предвидится, т.к. нет оснований для устранения причин ее появления.